Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Круче Дня Победы

Выставка, открывшаяся к новому празднику в ГИМе, дала повод для странных высказываний РПЦ, но не прояснила – что празднуем.

Культурная программа новорожденного праздника Дня народного единства, отмечаемого 4 ноября, разнообразием не блещет. Если не считать культурными событиями всяческие шествия жириновцев и единороссов, то в меню наличествуют лишь установка в Нижнем Новгороде церетелиевской копии мартосовского памятника Минину и Пожарскому и открывшаяся в столичном Историческом музее выставка «Лета 7121-го октября в 26 день».

На безрыбье на вчерашнее открытие выставки явилось невиданное количество журналистов и вип-персон. Чрезвычайно довольный директор ГИМа г-н Шкурко не уставал подчеркивать, насколько же он рад видеть на открытии впервые посетивших Исторический музей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в компании с префектом Центрального округа столицы: «И не надеялся даже, если честно, что примете наше приглашение».

Гости одобрительно кивали, а Владыка Кирилл даже выступил с длинной прочувствованной речью, в которой объяснил всем, что новый праздник круче, чем даже День Победы, потому что еще вопрос, «какое событие оказало большее влияние»:

«Гитлер все-таки в Москву не вошел, а Наполеон хоть и не вошел, но вертикаль власти не была разрушена».

А здесь же было разрушено все, национальная элита была разделена, национальное сознание помрачено. Лишь церковь устояла – именно она, устами патриарха Гермогена, помогла россиянам «определить, где правда, где кривда», а заодно и обеспечила ополчение материально – Кирилло-Белозерский монастырь вложился 23,5 кг серебра. На том, что церковь тогда была расколота точно так же, как и все остальные социальные институты, и, к примеру, будущий патриарх Филарет, по совместительству отец будущего царя Михаила Романова, был в то время одним из главных сподвижников «Тушинского вора» Лжедмитрия II, внимания, естественно, не заостряли.

Перерезав ленточку, выставку наконец-то открыли. И, к немалому удивлению собравшихся, высокие гости быстренько проскочили через зал, даже не оглянувшись на экспонаты, и юркнули на выход.

Недоумение разъяснилось практически сразу – эту выставку любой интересующийся историей житель Москвы видел уже многократно. Собственно, выставкой это можно назвать исключительно из желания отдать должное новому празднику. На самом деле в постоянной экспозиции музея есть зал, посвященный Смутному времени. Его и оставили фактически нетронутым, лишь по центру установили еще одну витрину, куда засунули парадную саблю князя Пожарского, митру и кадило – пожертвованные его вдовой в Спасо-Ефимьев монастырь, да золотую копейку, чеканенную новым «царем» — сыном польского короля Сигизмунда Владиславом.

Вот с таким существенным дополнением зал постоянной экспозиции стал именоваться выставкой «Лета 7121-го октября в 26 день». Слава богу, продлится эта «выставка» всего лишь две недели.

Впрочем, не будем слишком желчными. Стоит ли пенять музейщикам на торопливость, если государственные мужи, придумавшие праздник, слепили его настолько впопыхах, что не очень понятно не только «как», но и «что» праздновать. Ладно, то, что День народного единства приурочили к самому малопригодному периоду нашей истории — Смуте, когда в стране все резали всех, спишем на нездоровое чувство юмора. Ну, ведь дату-то можно было не перепутать?

А то теперь опрашиваемые журналистами бедолаги-историки кряхтят, пытаясь хоть как-то объяснить, что же такого произошло 4 ноября.

Кто-то, как директор института Российской истории РАН Андрей Сахаров, пытается объявить 4 ноября «неким средним условным числом, объединяющим все те события», другие, как профессор РГГУ Игорь Курукин, гадают: «Возможно, просто решили взять некую промежуточную дату?»

Вот и пришлось устроителям выставки именовать ее по старому стилю: «Лета 7121-го октября в 26 день». И изо всех сил надеяться, что умников, разбирающихся в допетровском летоисчислении, окажется не очень много. Потому как если пересчитать памятную капитуляцию поляков «октября в 26 день» в григорианском стиле, то получается 5 ноября. Хотя, вообще-то, Кремль освободили 27 октября, по-нашему — 6 ноября.

В общем, с праздничком, дорогие товарищи и господа! А четвертого, пятого или шестого – вы уже сами разбирайтесь. Все равно все три дня на работу не ходить.

«Лета 7121-го октября в 26 день». Государственный исторический музей. До 21 ноября.

Новости и материалы
Дима Билан объяснил, почему не ходит к психологам: «Накрывало временами»
Столтенберг сделал заявление после покушения на премьера Словакии
Путин заявил, что почти 90% платежей с Китаем проходят в нацвалютах
Виктория Боня рассказала, что плакала из-за последствий пластики
Путин заявил, что РФ и КНР считают важным «оздоровление» ВТО, G20 и АТЭС
Глава больницы рассказала о ранениях премьера Словакии после покушения
В мэрии Белгорода сообщили о нарушениях в работе средств оповещения населения
На игрока «Енисея» составили протокол за мелкое хулиганство после драки
Россиянам рассказали, как сдать жилье в аренду подороже
Украинских военных выслали из Германии из-за демонстрации нацистской символики
Шойгу рассказал об успехах российской армии в зоне проведения СВО
Голого мужчину, бросавшегося на людей в Челябинске, увезли в психбольницу
Москва и Пекин подписали ряд совместных документов
Трамп хочет, чтобы Байден стоял во время двухчасовых дебатов
Си Цзиньпин пообещал углублять политическое взаимодоверие Китая с Россией
Игрок «Зенита» принес извинения голкиперу ЦСКА, которому нанес травму
Си Цзиньпин высказался о возможном урегулировании кризиса на Украине
Военные США установили временный пирс в секторе Газа
Все новости