На известия о том, что новым федеральным канцлером Германии станет Ангела Меркель, отреагировало пока на удивление мало политиков. Одними из первых новоиспеченного канцлера поздравили верховный представитель Евросоюза по единой внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана и генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Солана пожелал лидеру ХДС и новому правительству Германии успехов. При этом он подчеркнул, что хорошо знаком с Меркель и отдает должное ее деловым качествам. Генсек НАТО в свою очередь подчеркнул важность того, что Ангела Меркель станет первой в истории ФРГ женщиной, занявшей пост канцлера. Сегодня к поздравлениям коллег по североатлантическому блоку и ЕС присоединился британский премьер Тони Блэр. По сведениям Associated Press, британский премьер 15 минут беседовал с Меркель по телефону и выразил надежду на «взаимовыгодное сотрудничество с новым правительством Германии, как только оно будет сформировано».
Сегодня Меркель принимала также поздравления из Франции. По сообщениям AFP, сначала французский лидер Жак Ширак в телефонном разговоре с Меркель выразил убеждение, что она сможет активизировать контакты между двумя странами. Затем министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази выразил удовлетворение тем, что в Германии закончился период неопределенности. Глава французского МИДа подчеркнул, что Франция является самым тесным партнером Германии и что без их сотрудничества расширение Европы невозможно, и выразил надежду, что Ангела Меркель пойдет по стопам своего предшественника, Герхарда Шрёдера. Еще гораздо сдержаннее на выдвижение Меркель отреагировала Турция. Представители Анкары заявили, что не ждут резких изменений курса Берлина.
Холодность турецких чиновников в общем объяснима. ХДС Меркель выступала категорически против принятия Анкары в Евросоюз, предлагая ей взамен «привилегированное партнерство». Впрочем, теперь глава внешнеполитического комитета турецкого парламента Мехмет Дюльгер полагает, что на посту главы правительства Меркель поведет себя иначе, чем во время предвыборной кампании. Первая реакция на выдвижение Меркель в канцлеры появилась и в России. Как заявил сегодня спикер Госдумы Борис Грызлов, «приход к власти в Германии христианских демократов не скажется негативно на развитии российско-германских отношений. Они находятся на таком уровне, что любые перемены, как на уровне парламента, так и на уровне руководства страны, не могут повлиять на их позитивное развитие». Ранее президент России Владимир Путин (еще во время визита в Берлин 8 сентября) выразил надежду на то, что отношения между Германией и Россией будут развиваться положительно и дальше, независимо от внутриполитических процессов в ФРГ.
Сдержанную реакцию западных лидеров на выход из политического кризиса в Германии можно отчасти объяснить тем обстоятельством, что Меркель пока не утверждена на пост канцлера немецким парламентом. С другой стороны, понятно, что это уже простая формальность, поскольку достигнута принципиальная договоренность о выдвижении Меркель, а также о распределении министерских портфелей между блоком ХДС/ХСС и СДПГ. Но Запад все-таки сомневается. Нерешительность прочитывается даже в заявлениях уже поздравивших первую фрау политиков. Тот же Солана, например, заявил сегодня, что «хотел бы поздравить главу ХДС, если решение о ее выдвижении окончательное». Возможно также, что западные лидеры ждут первых программных заявлений самой Меркель, чтобы затем определить отношения с новым немецким правительством. Это относится прежде всего к США, которые испортили отношения с предшественником и соперником Меркель, Шредером из-за иракского вопроса. Меркель, кстати, уже намекнула на внешнеполитические приоритеты ее будущего правительства. По ее словам, «наше совместное желание — иметь хорошие отношения с Соединенными Штатами без того, чтобы были задеты отношения с Россией. Думаю, мы найдем и здесь общие подходы». Кроме того, в первые дни по сути и.о. канцлера Меркель показала черную метку Белоруссии. Как заявила сегодня депутат ХДС в бундестаге Клаудиа Нольте, Германия намерена укреплять политическое сотрудничество с Минском только при условии выполнения Белоруссией своих обязательств по линии ОБСЕ, куда также входят свободные и справедливые выборы. Подобная позиция не изменится, когда ХДС/ХСС возглавит правительство.
Западные аналитики между тем дают довольно пессимистический прогноз деятельность возглавляемой Меркель «большой коалиции». The Guardian, к примеру, отказывает Меркель в аналогиях с «железной леди» Тэтчер. По выражению газеты, первая в истории Германии канцлерша скорее оловянный солдатик. По мнению журналистов, союз ХДС/ХСС и СДПГ — неизбежный и вынужденный выход из тупиковой политической ситуации, возникшей в результате выборов. Газета напоминает, что такая же колиция социал-демократов и христианских демократов уже управляла Германией в конце 60-х годов, но просуществовала она всего три года. Эксперты Financial Times отводят правительству Меркель еще меньше, максимум два года. По мнению газеты, программы ХДС/ХСС и СДПГ очень сильно различаются (вопиющие примеры – отношение коалиционных партнеров к вступлению Турции в ЕС и к программам экономических реформ в Германии).