«Я еду Москву, потому что считаю полезным еще раз встретиться с российскими партнерами», — заявил генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер перед отъездом в Москву ИТАР-ТАСС.
Встреча действительно будет важной как для России, так и для НАТО, правда, интересы у участников переговоров будут разные.
Хотя российская сторона и заявляет, что самая главная тема для Москвы — это выполнение комплексного плана действий по борьбе с терроризмом, в том числе совместные учения и тренировки антитеррористических подразделений, тем не менее самым волнующим вопросом для Кремля является ратификация Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). «С российской стороны предполагается поднять тему скорейшего запуска странами--членами НАТО процесса ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ с учетом достижения российско-грузинских договоренностей по российским военным базам в Грузии», — заявил источник в Кремле агентству «Интерфакс».
Между тем, как отметил генсек альянса в интервью накануне отъезда в Россию, завершение переговоров Москвы и Тбилиси по военным базам, а также вывод российского военного имущества из Приднестровья являются необходимым условием для ратификации ДОВСЕ. «Это не НАТО делает подобные увязки, а они содержатся непосредственно в самом ДОВСЕ», — пояснил Хооп Схеффер. По его словам, в статье 4 договора отмечается, что ни одно государство, входящее в договор, не может размещать свои военные силы на территории другого члена ДОВСЕ без согласия этого государства. «В 1999 году и Грузия, и Молдавия, которые являются членами договора, поставили вопрос о законном статусе российских военных сил на их территории», — напомнил генсек.
«Позиция НАТО по этому вопросу всегда была четкой: мы привержены ДОВСЕ и выступаем за вступление в силу соглашения о его адаптации. Но для того чтобы это произошло, 30 государств, входящих в ДОВСЕ, в том числе Грузия и Молдавия, должны его ратифицировать», — заметил он. Хооп Схеффер полагает, что все необходимые договоренности между Тбилиси и Москвой вскоре будет достигнуты. С Молдавией сложнее, поскольку обязательства предусматривают полный вывод военного имущества, включая уничтожение старых боезапасов бывшей 14-й армии. «У нас нет никаких тайных замыслов. Как только все эти обязательства будут исполнены, мы собираемся продолжить работу по ратификации соглашения об адаптации ДОВСЕ», — довольно резко заключил генсек НАТО.
Не исключено, что это тема будет очень подробно обсуждаться на предстоящей встрече, правда, как отметил гость, могут быть вопросы и посложнее. «Мы можем обсуждать и более острые темы, например ситуацию в Ираке, Грузии, недавний кризис в Узбекистане, а также использовать Совет Россия--НАТО для преодоления наших противоречий, как мы это делали во время кризиса на Украине в декабре прошлого года», — сказал Хооп Схеффер. Выступая накануне в Парламентской ассамблее Совета Европы, генсек альянса уже обозначил, что из этих сложных вопросов беспокоит НАТО больше всего, – это майские событий в Андижане. «Были использованы чрезвычайные, чрезмерные и неоправданные силы при подавлении выступлений в Андижане», — считает Хооп Схеффер. Он придерживается позиции, ранее обозначенной многими западными странами, о том, что необходимо провести независимое расследование событий в Андижане, и намерен настаивать на таком расследовании при встречах с московскими политиками.
Отдельной темой переговоров станут взаимоотношения НАТО с ближайшими соседями России, желающими вступить в альянс. «Североатлантический альянс, так же как и Россия, убежден в том, что эти новые демократии имеют право следовать по своему собственному пути и строить собственное будущее», — отметил в интервью накануне визита генсек. И напомнил, что НАТО следует политике открытых дверей абсолютно для всех европейских стран, стремящихся к членству и готовых взять на себя соответствующие обязательства.
«У НАТО нет планов перемещения постоянного военного присутствия к российским границам», — продолжил увещевать Хооп Схеффер. Он напомнил, что в Основополагающем акте Россия--НАТО, подписанном в 1997 году, содержатся обязательства по ограничению базирования обычных вооруженных сил. В подтверждение своих слов он привел неоднозначный пример, напомнив, что после терактов в США 11 сентября 2001 года НАТО стала проводить военную операцию в Афганистане, в результате чего в Центральной Азии появились натовские военные силы. «Но трудно представить, что эта операция могла бы каким-то образом восприниматься как угроза российским интересам. Кстати, эта операция способствовала возникновению беспрецедентных возможностей для расширения сотрудничества России и НАТО», — пояснил генсек НАТО. Незадача лишь в том, что тема Афганистана на предстоящей встрече будет отдельно обсуждаться, о чем сообщил источник в Кремле агентству «Интерфакс», правда, несколько в другом контексте безопасности. «Имеется в виду привлечение внимания генсека НАТО к проблеме наркоугрозы с афганской территории и необходимость налаживания российско-натовского взаимодействия в этой области», — отметил кремлевский источник.
«Газета.Ru» будет следить за визитом генсека НАТО в Москву.