Новый виток скандала вокруг руководства ООН спровоцировала служебная записка топ-менеджера швейцарской фирмы Contecna Майкла Уилсона. Этот электронный документ был написан семь лет назад и до недавнего времени хранился в архиве компании. Как поясняет New York Times в своем сегодняшнем номере, записка содержалась в отдельном файле, прикрепленном к корпоративному отчету Уилсона. Поэтому, говорят эксперты, важный документ долгое время не удавалось обнаружить. В записке бизнесмен докладывает о встрече с генеральным секретарем ООН и несколькими его заместителями в декабре 1998 года на 20-м саммите лидеров франкоязычных стран в Париже.
В документе говорится, в частности, что руководители ООН и некий ГС (обозреватели полагают, что имеется в виду генеральный секретарь) дали фирме некий «коллективный совет», из которого можно заключить, что можно рассчитывать на их поддержку.
Эксперты подозревают, что Уилсон докладывал о гарантиях, которые ооновцы пообещали Contecna в получении выгодного нефтяного контракта в Ираке в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Режим Саддама Хусейна и руководство Contecna заключили такой контракт через неделю после встречи, о которой докладывал Уилсон 10 декабря 1998 года.
В записке не уточняется, кто из ооновских чиновников присутствовал в декабре 1998 года на встрече с Уилсоном. Однако, как полагает NYT, на встрече вполне мог присутствовать сын Кофи Аннана, Коджо. Он уже давно находится под подозрением в получении от Contecna взяток. В свое время он числился консультантом швейцарской фирмы, фактически там не работал, но получал зарплату и щедрые премиальные. Спецкомиссия ООН под руководством Пола Волкера более года вела расследование в отношении обоих Аннанов.
Следователи комиссии Волкера получили доказательства, что сын генесека активно лоббировал интересы Contecna в Ираке, действуя за спиной отца. Подтвердились предположения, что Аннан-младший впоследствии получил от швейцарской фирмы вознаграждение – почти $400 тыс.
Он также скрывал от отца тот факт, что продолжал числиться и получать зарплату в швейцарской компании до 2004 года, фактически там не работая.
Таким образом, не исключено, что в записке Уилсона содержится компромат в том числе и на сына Аннана. В документе упоминается некий КА (вероятнее всего, это инициалы Коджо Аннана). В начале декабря он встречался с лидерами нескольких африканских стран, а значит, считают в комиссии Волкера, вполне мог присутствовать и на встрече с Уилсоном. Сам Кофи Аннан не смог вспомнить, по какому поводу он встречался с представителем Contecna семь лет назад. Его заместители продолжают отрицать, что ООН способствовала получению нефтяного контракта швейцарской фирмой. Никаких комментариев не дает и Коджо Аннан. Его адвокат заявил в телефонном разговоре, что не может связаться со своим клиентом.
В подлинности архивных записок Contecna еще предстоит разобраться. Но скандал в любом случае ударит по Кофи Аннану, который несколько месяцев назад вроде бы был очищен от подозрений в коррупции.
В конце марта та же комиссия Волкера обнародовала предварительный отчет, в котором полностью реабилитировала Аннана-старшего, но высказала много претензий к его подчиненным. На тот момент следователи не нашли никаких доказательств, что Аннан способствовал предоставлению выгодного контракта швейцарской компании. Однако в отчете комиссии Волкера следователи выдвинули обвинения, в частности, в адрес главы канцелярии генсека Икбалы Ризы, бывшего зама генсека по вопросам администрации и управления Джозефа Эдварда Коннора и директора управления служб внутреннего надзора Дилипа Наира. Всех троих обвинили в уничтожении документов, относящихся к деятельности гуманитарной программы, во взяточничестве и финансовых махинациях.
Окончательный отчет комиссия Волкера (бывшего председателя Федеральной резервной системы США) планировать обнародовать до конца июня. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие месяцы Аннану придется ответить на неприятные вопросы американских следователей, причем не только из комиссии Волкера, но и из трех комитетов конгресса, которые расследуют махинации вокруг программы «Нефть в обмен на продовольствие» независимо. Если генсеку не удастся представить убедительных доказательств своей невиновности, возникнет реальная угроза его отставки и дальнейшей дискредитации руководства ООН.