Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мой друг Адольф Гитлер

Воспоминания архитектора Гитлера, технического гения третьего рейха Альберта Шпеера, подробно рассказывающие о гибели империи, предназначены только для одного читателя.

«Если бы у Гитлера могли быть друзья, я, безусловно, был бы его ближайшим другом», — эти слова были сказаны Альбертом Шпеером на Нюрнбергском процессе, как только пришла его очередь давать показания. Сейчас бы это назвали «сотрудничать со следствием» — опасная практика, особенно учитывая, что обвинители со стороны Советского Союза требовали для Шпеера смертной казни. Однако Альберт Шпеер – главный архитектор рейха, министр промышленности и вооружений, человек, воплотивший в жизнь грандиозные строительные проекты и заставивший промышленность Германии наращивать производство оружия даже под непрерывными налетами авиации союзников, получил только двадцать лет заключения в Шпандау – может, от того, что искренне взял на себя ответственность за все преступления нацизма. Честно отсидел, вышел, купил собаку-сенбернара и написал мемуары – «Третий рейх изнутри».

Подобно многим первым лицам рейха сталинского, Шпеер оказался долгожителем.

Освободившись из тюрьмы в 1966 году, он прожил до 1981-го, мирно скончавшись в возрасте 76 лет. Грехи нацистского прошлого считал искупленными деятельным раскаянием и отбытым наказанием.

Второе издание книги на русском языке вышло в год празднования юбилея Победы – хороший момент, чтобы уточнить для себя, кого же мы, собственно, победили. Расплывчатый образ абсолютного зла, каким предстает гитлеровский рейх через 60 лет после падения, вытесняет прошлое в мифологическую область, мешая в чертах мертвого монстра разглядеть детали, не теряющие актуальности никогда. В описании технаря, имевшего дело с экономикой и производством, становятся особенно очевидны парадоксы, на которые была столь щедрой та эпоха.

Наиболее удивительным кажется то галлюцинирующее состояние умов, что царило в руководстве рейха. Составляя план реконструкции стадиона в Нюрнберге в 1934 году для партийного съезда, Альберт Шпеер разработал свою «теорию исторической ценности руин». Согласно этой теории, строительство должно вестись так, чтобы через тысячу лет, когда рейх уйдет в небытие, подобно римской империи, от него остались живописные развалины, а не груда кирпича и рассыпавшихся в ржавчину балок.

Проект Цеппелинфельд сопровождался эскизом, на котором изображались его же развалины, романтически увитые плющом, с упавшими колоннами. Гитлеру очень понравилось.

Как понравился съезд нацистов послу Великобритании сэру Нэвиллу Хендерсону – для ночного парада Шпеер использовал 130 прожекторов противовоздушной обороны, столбы света сходились на высоте 6 километров в световой купол. «Словно находишься в ледяном соборе: торжественно и прекрасно», — написал тогда посол.

На фоне романтического мечтательства особенно ярко выглядят тотальная коррупция и интриги, царившие во властной верхушке.

Геринг – некогда яркий партийный лидер и боевой летчик, очень быстро превратился в закоренелого морфиниста, скопившего громадное состояние путем получения «откатов» от промышленников.

Не отставали от него и другие. В самые трудные дни войны попытки Шпеера ограничить роскошный образ жизни лидеров партии и государства наталкивались на жесткое сопротивление.

Вообще, несмотря на всесилие гестапо, СД и СС, массовые репрессии и прочие обстоятельства тоталитарного режима, между уничтожением штурмовиков Рэма и покушением на Гитлера в 1944 году верхушка партии пользовалась независимостью, удивительной для каждого, кто знаком с системой управление в сталинском СССР. Гауляйтеры – партийное руководство землями Германиями – были силой, с которой Гитлер предпочитал не конфликтовать. Хорошо помнивший революцию и Веймарскую республику, Гитлер боялся также народных волнений и избегал непопулярных мер.

До конца войны женщины Германии так и не были мобилизованы на производство, множество заводов вместо оружия выпускало товары народного потребления.

Вообще, «Третий рейх изнутри» — невероятно убедительная экономико-политическая критика тоталитаризма, ясная демонстрация того, как встроенные пороки системы приводят к ее гибели – сверхконцентрация власти приводит к фатальным ошибкам, страх и интриги – к апатии и утрате инициативы, идеологические чистки – к потерям ценных кадров.

По-человечески же увлекает трагедия Шпеера, навсегда ставшего символом ответственности специалистов за приказы, которые они исполняют. Британский «Обсервер» в апреле 1944 года, назвав Шпеера более значительной фигурой, чем Гитлер и прочие руководители рейха, говорил о «революции управляющих» и писал:

«…Мы можем избавиться от гитлеров и гиммлеров, но шпееры, как бы ни сложилась судьба именно этого человека, всегда будут с нами».

Но, при всем богатстве материала, книга эта посвящена, в сущности, одному – попыткам Альберта Шпеера разобраться в отношениях с Гитлером, человеком, которого он, видимо, искренне любил, несмотря на то что замышлял против него покушения после знаменитого приказа от тактике «выжженной земли» на территории Германии. И эта книга, полная истовых самообвинений и истовых самооправданий, обращена не к современникам или потомкам, а к единственному человеку – чудовищу, создавшему Освенцим, куда Шпеер побоялся ехать, уничтожившему Германию, которой Шпеер был предан, проклятому историей самоубийце, ради прощания с которым интеллекутал и технический гений Шпеер прорвался в горящий Берлин на крошечном самолете, не в силах понять – зачем он это делает. Чтобы услышать холодное: «Так вы уезжаете? Хорошо. До свидания».

Альберт Шпеер «Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности 1930–1945». М.: Центрполиграф, 2005.

Новости и материалы
В консульстве РФ подтвердили смерть россиянина в турецком отеле
Названа сумма, за которую гаишник отпустил напавшего на байкера Шахина Аббасова
В карельской школе учеников одели в бронежилеты с нашивкой «Груз 200 мы вместе»
Байден заявил, что планирует провести дебаты с Трампом
В Бельгии отказались следовать указу Путина об активах
Путин передал «дочки» Ariston и BSH Hausgerate во временное управление
Отпустивший машину Шахина Аббасова гаишник заявил, что «накосячил»
Зеленский уволил командующего Сил поддержки ВСУ
Пенсионер дал отпор вору, попытавшемуся украсть у него телефон
Президент «Урала» посоветовал российским футболистам уезжать в Европу
Ученые назвали профессии с повышенным риском развития деменции
В ООН заявили об осуждении любых повреждений критической инфраструктуры
Бузова рассказала, как операция повлияла на ее отношение к людям
Беглов на встрече с Путиным прокомментировал ситуацию с петербургским автопромом
В МИД РФ высказались о действиях США в Афганистане
Путин провел встречу с губернатором Санкт-Петербурга Бегловым
Стали известны подробности о Lada Aura для работы в такси
МИД РФ ждет от мигрантов из Центральной Азии соблюдения законов РФ
Все новости