В ночь на пятницу из расположения воинской части внутренних войск МВД России, дислоцированной в Москве, совершили побег 13 военнослужащих срочной службы. Наутро шестеро из них обратились в военную прокуратуру с жалобами на издевательства старослужащих. Местонахождение остальных неизвестно.
Как рассказал «Газете.Ru» начальник пресс-службы Внутренних войск МВД России Василий Панченков, воинскую часть N 5126, расположенной на улице Рябиновая (Западный административный округ) солдаты покинули после отбоя. Оружия при себе у них не было. Пятеро беглецов переночевали в квартире одного из солдат, а утром они позвонили в Московскую городскую военную прокуратуру и сообщили, что покинули часть из-за неуставных взаимоотношений. Сообщив свое местонахождение, солдаты стали дожидаться представителей прокуратуры. Одного из сбежавших в прокуратуру привез родственник, к которому солдат пришел домой.
В Комитете солдатских матерей о побеге военнослужащих узнали от «Газеты.Ru»: «К нам никто не обращался. Если этим делом занялась военная прокуратура, мы не будем вмешиваться».
После обращения в прокуратуру в часть выехала группа офицеров и генералов главкомата ВВ, прокурорских работников и военных психологов. Объявившихся солдат доставили в штаб московского военного округа. Там они рассказали, что их регулярно избивали старослужащие и сержанты. Беглецы указали на конкретных лиц, виновных в издевательствах. В прокуратуре не называют точное число подозреваемых, но говорят, что «их больше двух человек».
«Уже первые результаты проверки дали основание для возбуждения уголовного дела в отношении ряда солдат и сержантов по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и ч. 3 ст. 335 (нарушение уставных правил взаимоотношений), — сообщили «Газете.Ru» в военной прокуратуре. — Сейчас детально изучается роль должностных лиц по обеспечению уставных условий прохождения службы, полнота доведения до подчиненных всех норм положенного довольствия».
Прокурорская проверка в части продолжится до вечера пятницы. «Там работают 10 сотрудников военной прокуратуры, которым предстоит опросить более тысячи человек. Ведь сейчас мы даже не знаем, каким образом солдаты покинули часть. Может быть, перелезли через забор или договорились с дежурной службой. Не исключено, что они ушли по договоренности с командиром части», — пояснили «Газете.Ru» в прокуратуре.
«Из 13 солдат трое прослужили полгода, остальные год. Они были призваны из Москвы, Липецкой, Тульской, Ярославской и Тюменской областей, — сказал Василий Панченков. — Сейчас важно не допустить, чтобы те, кто находится в бегах, совершили преступления. Голодные солдаты могут, например, кого-то ограбить».
Военные призывают солдат вернуться в часть или обратится в прокуратуру: «Мы знаем, что побег был совершен не ради уклонения от службы. Солдаты хотели таким образом показать, что в части не все хорошо. Может быть, они погорячились, совершив побег. Но это в силу неопытности. Речь не идет о наказаниях, однако мы призываем их объявиться уже сегодня», — подчеркнул Панченков.
К поискам семерых солдат подключились оперативные подразделения УВД Западного округа столицы.
«План «Перехват» введен только в Западном округе, и нет смысла вводить его по всему городу. Вряд ли они будут прятаться в Москве, скорее, попытаются вырваться в область. Оттуда уже поедут на родину», — сообщили «Газете.Ru» в ГУВД Москвы
В Штабе Московского военного округа часть, из которой был совершен массовый побег, считалась благополучной. В течение нескольких лет по итогам года она признавалась одной из лучших в округе.
Ежегодно около 40 тысяч солдат срочной службы самовольно оставляют воинские части вооруженных сил и других силовых структур России, утверждают в «Союзе комитетов солдатских матерей».
Последний массовый побег из частей внутренних войск был совершен 20 сентября 2004 года. Из части N3792, расположенной на юге Москвы, совершили побег восемь военнослужащих. Солдаты ушли без оружия, одетые в форму. Примерно в 12.00 в районе станции метро «Новослободская» при проверке документов сотрудники милиции задержали трех беглецов, уроженцев Ингушетии. Оставшихся пятерых солдат-срочников, призванных из Дагестана, ближе к вечеру привезли в часть их родственники, проживающие в Москве. До увольнения из армии беглецам оставалось несколько месяцев. По их словам, причиной, толкнувшей их на побег, стали «повышенные требования со стороны командиров».