Российский газовый монополист по-настоящему почувствует последствия высоких цен на топливо только в текущем году.
Дело в том, что существенный рост нефтяных цен пришелся не на начало года 2004 года, а на апрель--май. Цены на газ в Европе отстают от роста цен на нефть на шесть-восемь месяцев. Поэтому воспользоваться благоприятной конъюнктурой ОАО «Газпром», скорее всего, сможет уже в первом полугодии 2005 года.
А вот финансовые итоги прошедшего года для концерна, по мнению аналитиков, могут отказаться хуже, чем 2003-го. Причин тому несколько. Это и изменения на газовом рынке Европы, где постепенно переходят от долгосрочных контрактов к краткосрочным поставкам, которые неповоротливому российскому газовому монстру не по зубам, из-за чего на колебаниях цен на газ зарабатывают посредники. И постепенно истощение собственных месторождений компании, заставляющее ее переориентироваться с традиционных регионов добычи в Восточной Сибири на новые месторождения на Дальнем Востоке.
И не в последнюю очередь новая налоговая политика правительства по отношению к монополии. Все эти факторы сказываются на финансовом положении концерна.
По подсчетам группы AVK, средняя экспортная цена за 1 тыс. кубометров газа в 2004 году составит $130, что практически не отличается от показателя 2003 года ($128). «Улучшать показатели «Газпрому» больше помогает рост объемов экспортных поставок в натуральном выражении, чем цен на сырье. Например, «Газэкспорт» увеличил экспортные поставки за 11 месяцев 2004 года на 11,8%», — заявил «Газете.Ru» аналитик AVK Михаил Бакулев.
Одновременно с ростом цен на нефть произошел рост цен на важнейшее сырье для «Газпрома» — металлопродукцию и трубы. По оценкам газового концерна, затраты на металлопродукцию за год выросли более чем на 100%, по подсчетам AVK — на 70%.
Выходит, что монополия свои беды хоть и преувеличивает, но поводы для жалоб у нее серьезные. «Доходы «Газпрома» не покрывают рост издержек, так что максимум, на что может рассчитывать монополия, — сохранить рентабельность на текущем уровне», — делает вывод Бакулев.
Прогнозы на 2005 год пока тоже не слишком оптимистичные: сверхприбылей аналитики не обещают точно.
Надежды на дополнительные доходы от роста цен на газ в Европе могут не оправдаться из-за изменения политики налогообложения отрасли. Налоги теперь съедают прибыль от экспорта.
В 2004 году правительство отменило акцизы на газ (30%), зато повысило экспортные пошлины с 5 до 30%. Кроме того, с 1 января 2005 года будет увеличен налог на добычу полезных ископаемых (со 107 руб. за 1 тыс. кубометров до 135 руб.). «Выплаты НДПИ газового концерна возрастут на 26%. Цены на газ вырастут куда скромнее», — полагает аналитик.
Кроме того, главные добывающие «дочки» «Газпрома» — «Уренгойгазпром», «Ямбурггазодобыча» и «Надымгазпром» — попали под огонь налоговых проверок. В конце прошлого года они получили предварительные акты проверок по 2001 году, где фигурируют значительные доначисления по налогу на прибыль.
По словам одного из консультантов «Газпрома», речь идет о десятках миллионов долларов. Будет ли налоговикам позволено ворошить налоговое прошлое «любимого дитя» президента или же, продемонстрировав непредвзятость и объективность, налоговики все спустят на тормозах, станет ясно в следующем году.
Несмотря на то что финансовое положение компании остается непростым, монополия не снижает финансовые издержки, приобретая все новые проблемные активы.
В 2004 году, в частности, под контроль газового концерна перешел «Сибур» — химическое предприятие с огромными издержками. Среди прочих приобретений года –ЗАО «Стимул»; как говорится в пресс-релизе газового концерна, это предприятие «имеет высокую степень интеграции в существующую инфраструктуру «Газпрома», обеспечивает загрузку «Оренбурггазпрома» и «Салаватнефтеоргсинтеза»». Кроме того, «Газпром» аккумулировал 25% акций «Мосэнерго» и 10,5% акций РАО «ЕЭС России», а также получил контроль над «Атомстройэкспортом».
Существует полуофициальная версия, что скупкой энергоактивов «Газпром» занялся с высокой целью: экономить газ, не дождавшись модернизации и повышения КПД электростанций от энергетиков. Но аналитики указывают, что вновь приобретаемые активы «Газпрома» оказываются менее рентабельными, чем сама газовая монополия, что ведет к повышению затрат концерна и существенно ухудшает его финансовое положение.
«Я ожидаю, что финансовые итоги 2004 года у «Газпрома» будут хуже, чем в 2003 году. Они слишком многое приобретали и не уделяли внимания внутренним проблемам. Затраты на электроэнергию, например, у них возросли более чем на 50%, тогда как в среднем по России они увеличились на 13%. Покупкой «Сибура» такой рост не объяснишь. Затраты по статье «Прочие расходы» выросли более чем на 90%, и компания не раскрывает их содержания, — заявил Бакулев. — В 2003 году возросшие на 80–90% затраты на оплату труда «Газпром» объяснял единовременными выплатами в связи с юбилеем. Праздник прошел, но за первое полугодие 2004 года выплаты вновь выросли на 50%».
В бюджете компании на 2005 год при планируемом росте выручки на 14% монополия намерена увеличить административные расходы на 17%. Все это свидетельствует о том, что менеджмент компании не контролирует рост ее издержек, а компания продолжает работать неэффективно.
Эксперты сходятся во мнении, что существенно поправить положение можно только с помощью реформы в отрасли, которая в 2004 году снова отложена. Точнее, глава компании Алексей Миллер объявил в прошлом году о том, что первый этап реформирования «Газпрома» завершен, но никто на рынке не может точно сказать, в чем состоят преобразования.
Складывается ощущение, что менеджмент компании намеренно отвлекает финансовые и интеллектуальные ресурсы на сделки по слияниям и поглощениям, срывая все планы реформирования — как разработанные Минэкономразвития (их правительство в прошлом году так и не утвердило, так и собственные, предложенные менеджментом ОАО.
Минэкономразвития пыталось провести реформу «Газпрома» по образцу РАО «ЕЭС России» — компании, чья деятельность ограничивается внутренним рынком, на котором у РАО практически нет конкурентов. Менеджменту «Газпрома» удалось доказать, что из-за обязательств газового концерна на внешнем рынке его нельзя дробить на составные части: это неминуемо приведет к появлению новых поставщиков газа на экспорт и падению цен.
Весной 2004 года Алексей Миллер объявил, что решил провести внутреннюю реструктуризацию компании, чтобы сделать бизнес более прозрачным, и назвал это первым этапом реформы. Суть предложенных Миллером перемен – в разделении финансовых потоков по видам деятельности: отдельно будут учитываться добыча, транспортировка, сбыт жидких угледодородов и газа, а также его переработка и подземное хранение. «Консолидация основных видов деятельности повысит эффективность управления всей системой дочерних обществ «Газпрома». Преобразования позволят нам добиться абсолютно понятных и прозрачных затрат на транспортировку газа. Мы планируем, что в 2005 год «Газпром» войдет уже реструктурированным», — заявлял Миллер в марте 2004 года. Увы, в январе 2005 года «Газпром» столь же далек от заявленных целей, как и весной прошлого года. Соответственно, бессмысленно и говорить о втором этапе реформы, в ходе которого Миллер обещал создать на базе активов концерна прозрачную для инвесторов вертикально интегрированную компанию мирового уровня.
Для всех, кроме Кремля, который полностью одобряет все решения Алексея Миллера и его команды, абсолютно очевидно, что отсутствие внятных реформ в концерне тормозит не только его собственное развитие, но и российскую экономику в целом. Так, аналитики подчеркивают, что сохранение «Газпрома» в его нынешнем виде уже в ближайшем будущем может стать тормозом на пути проведения реформы электроэнергетики. «Проблема в том, что у нас даже в европейской части основная генерация – газовая. Если правительство попытается ввести конкуренцию на рынке электроэнергии, может получиться так, что конкуренции просто не будет, все будут зависеть от одного поставщика топлива», — поясняет Олег Ордин из Института финансовых исследований.