Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ту-134 пал жертвой теракта

,
Взрывотехники ФСБ обнаружили следы гексогена на обломках Ту-134. Таким образом, обе авиакатастрофы, Ту-134 под Тулой и Ту-154 под Ростовом-на-Дону, как и предполагала с самого начала «Газета.Ru», оказались терактами.

В субботу Федеральная служба безопасности фактически признала терактом и катастрофу самолета Ту-134. Как сообщили «Газете.Ru» в Центре общественных связей ФСБ России, во время обследования в московской лаборатории на обломках самолета, следовавшего рейсом 1303 из Москвы в Волгоград, нашли следы взрывчатого вещества – гексогена. По всей видимости, взрывное устройство, которое предположительно и стало причиной гибели лайнера, было создано с использованием именно этого вещества. На обломках какой части самолета эксперты обнаружили остатки взрывчатки, пока не сообщается. Однако скорее всего следы взрыва могли быть найдены в районе хвостовой части самолета.

Таким образом, версия о том, что бомбы были пронесены в салон кем-то из пассажиров, стала основной, как в случае с Ту-154, так и с Ту-134.

«На основании всех собранных данных прокуратура примет решение о возможности переквалификации уголовных дел по статье «терроризм», — сказал «Интерфаксу» начальник Центра общественных связей ФСБ РФ Сергей Игнатченко.

В настоящее время расследуются два уголовных дела по катастрофам самолетов Ту-134 и Ту-154, которые были возбуждены по ст. 263 УК РФ («преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта»).

В Генпрокуратуре России не исключили, что в перспективе два уголовных дела, которые расследуются по катастрофам самолетов Ту-134 и Ту-154, могут быть объединены в одно.

Как уже писала «Газета.Ru», особые подозрения у следователей вызывают личности двух погибших пассажирок самолетов – Аманты Нагаевой и С. Джебирхановой.

Их тела до сих пор не опознаны и не востребованы родственниками. Как сообщили «Газете.Ru» в МВД Чечни, к ним уже поступил запрос из ФСБ России о личных данных и той, и другой женщин. Однако с Нагаевой все пока что достаточно просто: в регистрации пассажиров сохранились ее имя, отчество и возраст. По неофициальной информации, она родилась в поселке Киров-Юрт Веденского района Чечни, где до сих пор живет ее мать. Затем переехала жить в Грозный к брату. Как сообщили «Газете.Ru» в МВД республики, и в Грозном, и в поселке Кирова уже работают сотрудники милиции и ФСБ, проверяются родственники и связи Нагаевой. По предварительным данным, она не была замужем, жила тихо и незаметно. По неподтвержденной пока информации, в одной из чеченских войн у нее погиб брат. Если это так, то мотив ее преступления становится очевидным: месть.

А вот у пассажирки Джебирхановой чеченским милиционерам не удалось установить даже полного имени. «Мы проверяем все паспортные столы в республике, таких семей (Джебирхановых. – «Газета.Ru») несколько, к ним поехали наши сотрудники с проверкой», – сообщили «Газете.Ru» в МВД Чечни. Однако, как предполагают в республиканском министерстве, уже сейчас с большой долей вероятности можно говорить, что Джебирханова являлась жительницей Чечни. Ожидается, что в ближайшее время будут распространены сведения о том, где жила С. Джебирханова и, возможно, станет известно, каким образом она оказалась в Москве 24 августа. Далее следователи будут изучать ее возможную связь с чеченскими боевиками.

По некоторым данным, сейчас в службе безопасности Домодедово началось собственное расследование того, почему никаких данных на Джебирханову в учетных записях паспортного контроля не оказалось. На внутренние рейсы по России пассажиры до последнего времени могли покупать билеты с любым документом, удостоверяющим личность: в кассе необходимо было сообщить лишь фамилию и инициалы.

И теперь – в связи с терактом – авиационные власти распорядились, что при покупке билета даже на внутренние рейсы необходимо будет предъявлять российский паспорт.

Тем временем официальный представитель ФСБ России Сергей Игнатченко уже заявил, что «в процессе оперативно-розыскных мероприятий получены данные, позволяющие определить круг лиц, возможно причастных к террористическому акту на самолете Ту-154». Подробностей того, кто подозревается, Игнатченко не сообщил.

Но оснований для того, чтобы подозревать обеих чеченок в совершении взрывов, уже достаточно.

Тела и той, и другой были разорваны на фрагменты. Труп Джебирхановой собрали по частям на месте падения Ту-154, а останки Аманты Нагаевой были найдены как в хвостовой части Ту-134, так и на расстоянии 2,5 км от места падения самолета. Это может свидетельствовать о том, что обе они находились в эпицентре взрыва. Более того, после катастрофы ни об одной из них не поступало никаких запросов от родственников. Наконец, обе купили билеты на самолеты в самый последний момент. Джебирханова поменяла билет с утреннего на вечерний рейс, а Нагаева приобрела билет, когда уже почти час шла регистрация на самолет.

Стоит отметить, что в то время, когда началась регистрация на оба самолета, на Каширском шоссе, по дороге в аэропорт, была взорвана на остановке бомба мощностью около 100 граммов в тротиловом эквиваленте. По мнению некоторых экспертов, этот взрыв мог носить отвлекающий характер. Кроме того, по дороге в Домодедово образовалась пробка и многие пассажиры вечерних рейсов могли опаздывать, что создало бы суматоху при регистрации.

Если выяснится, что обе чеченки причастны к совершению терактов, унесших жизни 90 человек, следствию предстоит установить, каким образом смертницы пронесли взрывчатку в самолеты. По мнению бывшего начальника взрывотехнического подразделения КГБ СССР Владимира Михайлова, пронести взрывчатку на борт вполне возможно: аппаратура, которая установлена в российских аэропортах, в большинстве своем уступает по качеству зарубежным аналогам и не реагирует на мельчайшие запаховые частицы взрывчатых веществ. К тому же, как признались сами работники аэропорта, они проверяли пассажиров лишь выборочно.

Кроме того, в аэропорту Домодедово не установлены рамки на входе в здание – в настоящее время идет его реконструкция. Багаж и ручная кладь пассажиров проверяется интроскопом. Этот прибор в состоянии определить, есть ли в вещах предметы, похожие на оружие и взрывчатку. Однако для точного ответа нужен внешний осмотр. И если в аэропорту суматоха или большое количество пассажиров – все зависит от профессионализма тех, кто смотрит на экран монитора.

Для того, чтобы взорвать самолет, по мнению взрывотехников, достаточно небольшого количества взрывчатки.

Как сообщил «Газете.Ru» руководитель центра «Взрывоустойчивость» Адольф Мишуев, для взрыва самолета хватит всего около 400 граммов тротила. По предположениям взрывотехников, самодельное взрывное устройство террористы могли пронести на борт в разобранном виде. И если аппаратура и собаки не среагировали на запах взрывчатки, детонатор мог быть пронесен под видом ручки или зажигалки, которые проверяют довольно редко. Затем, уже в полете, бомба могла быть собрана в туалете. Если все происходило именно по этому сценарию, становится понятным, почему в салонах не было пожара, а большая часть тел оказалась не обожжена и не изуродована взрывом. Люди могли быть убиты ударной волной, а взрывом разорвало лишь тела террористок и обшивку самолета.

Стоит отметить, что пронести бомбу в самолет можно даже при современных и дорогостоящих системах контроля. По данным газеты USA Today, спустя год после терактов 11 сентября проверка безопасности аэропортов при помощи дорогостоящей техники показала, что в 70% случаев пассажир может беспрепятственно пронести на борт самолета взрывное устройство. За период с 30 октября 2001 по 16 февраля 2002 года были проинспектированы 32 американских аэропорта. В целом охрана аэропортов пропускала почти каждую вторую попытку инспекторов пронести на борт самолетов оружие или взрывчатку.

Новости и материалы
Стало известно об участии Стивена Спилберга в кампании Байдена
Украина намерена купить у Германии более 800 дронов Vector
Уровень воды в Тоболе поднялся на 28 см за сутки
Дачников предупредили, с какими заболеваниями опасно работать в огороде
Сербский доброволец в зоне СВО пожаловался на отсутствие выплат за ранения
Россиянин попал в больницу с некрозом ягодиц после поездки в автобусе
В БАПОР заявили, что Израиль может готовить крупномасштабную военную операцию в Рафахе
В тюменском селе Абатское зафиксировали новый подъем уровня воды
Россиянам раскрыли неожиданный секретный ингредиент для мягкого и сочного шашлыка
Ракетчики Балтфлота поразили морскую цель из БРК «Бал»
Власти российского района Харьковской области рассказали о ситуации в селах
Байден рассказал о работе над возвращением Гершковича и Уилана
У берегов Эритреи произошло землетрясение
Российским морпехам вручили госнаграды в зоне СВО
Стало известно о воздушной атаке Израиля по центральной части Газы
Армия России ударила по Судостроительному заводу в Николаеве
Подавляющее число российских школьников используют ГДЗ
Половина россиян проведут майские праздники дома
Все новости