В понедельник шведский апелляционный суд вернулся к делу убийцы министра иностранных дел Швеции Анны Линд. Судьям предстоит принять решение о том, действительно ли психически здоров совершивший это преступление Михайло Михайлович. В случае положительного ответа на этот вопрос предыдущее решение суда останется в силе, и 25-летний убийца проведет за решеткой всю оставшуюся жизнь.
В противном случае приговор будет изменен, а убийца направлен на принудительное лечение, сообщает «Би-Би-Си».
Первоначально Михайло Михайлович был осужден за убийство Анны Линд еще в марте этого года. 10 сентября 2003 года он несколько раз ударил ее ножом в стокгольмском универмаге, после чего Анна Линд скончалась в больнице на следующий день. В ходе того судебного заседания Михайлович говорил о «голосах, звучавших у него в голове» и призывавших его убить Линд, чему он не мог сопротивляться.
Но когда главный прокурор Кристер Петерссон начал задавать Михайловичу вопросы о том, как он наносил Анне Линд удары ножом, тот вдруг с каменным лицом сел на свое место и уставился в стол. После нескольких минут тягостного молчания присутствующие в переполненном зале суда услышали, как, обращаясь к своему защитнику, Михайлович прошептал: «Я больше не могу».
Основываясь на мнении экспертов-психиатров, судьи тогда пришли к мнению, что в момент совершения преступления Михайлович был полностью вменяем, а значит, должен нести ответственность за совершенное убийство. Так он был приговорен к пожизненному тюремному заключению.
Однако уже после вынесения приговора часть психиатров, назначенных экспертами суда, пришли к выводу о том, что Михайлович все-таки находился в пограничном психическом состоянии и, следовательно, должен был пройти курс психиатрического лечения. Именно это решение использовал сейчас в своей апелляции адвокат Михайловича, намереваясь с его помощью поставить под сомнение справедливость первого приговора.
Теперь тактика Михайловича сводится к следующему. Он признает, что нанес Анне Линд несколько ножевых ударов, от которых она впоследствии скончалась, но утверждает, что не собирался ее убивать. А это существенный момент для признания в Швеции виновным в убийстве. Одновременно Михайлович пытается доказать, что в момент совершения преступления он был невменяем, надеясь на то, что тюрьму ему заменят психиатрической больницей.
Однако когда судьи начали задавать ему вопросы, он не ответил практически ни на один из них, сразу же объявив своему адвокату, что «у него нет сил говорить».
По мнению экспертов, эта замкнутость Михайловича помешает ему попытаться доказать, что в момент нападения на Анну Линд он не отдавал себе отчета в своих действиях.
А это, в свою очередь, существенно снижает шансы на пересмотр его дела в нужном ему направлении. Сидя рядом со своим адвокатом Петером Алтином, Михайлович лишь кивал, когда тот обратился к суду с просьбой сократить своему подзащитному срок заключения либо переквалифицировать примененную к Михайловичу статью Уголовного кодекса с предумышленного убийства на непредумышленное. По словам адвоката, совершенное Михайловичем убийство носило импульсивный характер, и то, что под удар ножа попала именно Анна Линд, было чистой случайностью.
По решению суда в среду Михайловичу предстоит новое психиатрическое освидетельствование, которое проведут два врача — специалисты по психиатрии. Если новый суд примет во внимание мнение этих экспертов, Михайловича могут перевести из тюрьмы в психиатрическую спецбольницу, откуда теоретически его могут отпустить в случае выздоровления уже через пару лет.