В пятницу в Грузии разыгралась очередная драма. Дело в том, что в конце прошлой недели в Батуми прилетела Диана Абашидзе – взрослая дочь бывшего главы Аджарии, который полтора месяца назад под давлением Михаила Саакашвили вынужден был поспешно улететь в Москву. Из близких родственников Абашидзе она была первой, кто осмелился съездить домой. Сначала предполагалось, что вместе с Дианой в Грузию на годовщину смерти матери отправится и сын бывшего аджарского лидера Георгий Абашидзе, который раньше был мэром Батуми. Но он почему-то не поехал.
В Грузии гостью встретили плохо. Началось все с того, что новая аджарская полиция прямо перед домом арестовала ее охранников, конфисковав у них оружие. В общем, в этом не было ничего неожиданного: даже когда Абашидзе находился у власти в Тбилиси его многочисленную службу безопасности называли не иначе как незаконным вооруженным формированием. Потом дочь Абашидзе стали вызывать в финансовую полицию на допросы о фешенебельном теннисном корте в Батуми, который был записан на ее имя.
Речь шла о том, что если семья Абашидзе не вернет в казну $22 млн неуплаченных налогов, то все имущество бывшего главы автономии и его родственников пойдет с молотка.
Диана Абашидзе начала говорить о том, что ее могут арестовать. «Допросы проходят в атмосфере давления и оскорблений. Стучат по столу кулаками, оскорбляют аджарцев, — заявила она, выйдя со вчерашнего допроса. — Я хочу заявить, что буду бороться до конца и не позволю своему отцу заплатить за мое освобождение даже копейку. Я скорее готова к заключению, чем платить за несправедливость».
Вылет дочери Абашидзе из батумского аэропорта был намечен на 11.00 пятницы, но сорвался, хотя власти Грузии разрешили ей уехать из страны в любой момент. Выехать из дома ей помешали столпившиеся у входа люди – в основном это были активисты правящей партии «Национальное движение – демократы». Толпа собралась под окнами с самого утра и устроила настоящий митинг, требуя от дочери бывшего главы автономии «вернуть народу украденные деньги». Причем, по мнению этих людей, украли Абашидзе гораздо больше, чем говорилось в материалах следствия. Один из участников акции сказал журналистам, что речь идет о миллиарде долларов.
Дочь Абашидзе провела на осадном положении несколько часов. Снизу доносились крики и иногда летели камни. Когда в квартиру дозвонился корреспондент «Интерфакса», сама Диана сказала, что разговаривать ей тяжело и отдала трубку своей родственнице. «Вокруг нашего дома собралось около 150 митингующих, которые предпринимают попытки ворваться в дом, — сообщила женщина. — Мы закрыли подъезд и квартиру, но не знаем, сколько сможем продержаться, так как вокруг нет ни одного представителя правоохранительных органов. Жизни Дианы угрожает опасность».
Тут за дочь вступился и сам Аслан Абашидзе, который почти не давал интервью с того времени, как вынужден был поспешно улететь из Батуми в Москву. Он связался с «Интерфаксом» и обвинил в происходящем Михаила Саакашвили.
«О том, что моя дочь должна была вылететь из Батуми, знало только высшее руководство Грузии, и поэтому я хочу заявить, что митинг у моего дома в Батуми организован именно грузинскими властями», — заявил он. По мнению Абашидзе, его дочь в любой момент могли арестовать. «Сегодня еще раз следователь заявил моей дочери, что она должна явиться на допрос в 18:00 в пятницу. А это значит, что если ей даже удастся добраться до аэропорта, она там может быть арестована при попытке выезда из Аджарии. Мы на деле видим, что значит слово по-грузински», — заявил бывший глава автономии, намекнув на обещание Саакашвили обеспечить ему неприкосновенность в случае добровольной отставки. Потом скандал стал перерастать в международный. Российский МИД через официального представителя Александра Яковенко выразил «законную озабоченность» в связи с происходящим. «Мы рассчитываем, что заверения, сделанные грузинской стороной в отношении семьи Абашидзе, будут сдержаны», — сказал дипломат на пресс-конференции.
В итоге Диана Абашидзе отделалась даже легче, чем жена Саакашвили Сандра Руловс, слетавшая 1 июня в непризнанную Южную Осетию.
Когда супруга президента собиралась обратно, ее задержали сотрудники местного комитета госбезопасности и долго не хотели отпускать. В отличие от нее, когда дочь Абашидзе все-таки решилась выйти из дома, задерживать ее никто не стал. В 16.15 она уже была на взлетной полосе. «Мы прибыли в аэропорт без инцидентов», — сообщила приехавшая с Дианой женщина. А последнее, что сказала собравшимся в аэропорту журналистам сама Диана, было: «Если у правоохранительных органов Грузии есть ко мне вопросы, то на них ответит мой адвокат Эка Беселия».