Спустя сутки после неожиданной поездки в Ингушетию Владимир Путин объяснил, почему он решился на этот достаточно рискованный шаг. Рискованный, потому что у спецслужб не было никакой информации о том, куда делись боевики, напавшие на три населенных пункта республики, включая бывшую столицу. Оказывается, у президента было подозрение, что ему не все докладывают по последствиях случившегося, и это подозрение подтвердилось.
«Необходимо было убедиться, как происходили события, увидеть результаты нападения. То, что я увидел, расходится с тем, что я знал, находясь в Москве», — сказал Владимир Путин, прилетев сегодня на Камчатку.
О том, что именно расходилось, Владимир Путин ничего говорить не стал, как и называть тех, кто пытался ввести его в заблуждение. Очевидно, что оргвыводы по этому вопросу еще последуют.
Интересно другое. Со вчерашнего вечера официальные власти Ингушетии начали давать совершенно другие данные по потерям, понесенных в результате нападения боевиков на Назрань, поселок Карабулак и станицу Слепцовская. Цифры всего за сутки после отлета Путина выросли почти в два раза. Погибших оказалось не 57, а 98 человек, а раненых – 104. Почему эти данные не были обнародованы еще во вторник или хотя бы утром в среду, никто не знает.
Появилась и совершенно новая версия того, кто именно организовал и руководил атакой боевиков на Ингушетию.
Оказалось, что это сделали все-таки чеченские бандиты, а не ингушские, как считалось до сих пор.
Как заявил сегодня представитель Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе генерал-майор Илья Шабалкин, все трое задержанных состояли в группировке полевого командира Доки Умарова и уже сознались в том, что принимали участие в нападении на Ингушетию. «На первоначальных допросах от задержанных были получены сведения о том, что они состояли в бандгруппе Доки Умарова и участвовали в нападении на населенные пункты Ингушетии», — заявил Шабалкин.
Трое боевиков, 1979, 1981 и 1977 годов рождения, были задержаны военными в ингушском селении Али-Юрт. У них изъяли 13 гранатометов с двумя выстрелами к ним и пистолет. Сейчас, по словам Шабалкина, задержанные помещены в изолятор временного содержания, где с ними «ведется работа по установлению других членов бандитского подполья, участвовавших в вылазке в Ингушетии». Помимо них, заявил представитель РОШ, есть другие задержанные, которые проверяются на причастность к нападениям на Ингушетию. Интересно, что обо всем этом рассказал военный пресс-секретарь, а не прокурор, которому бы было логичнее информировать общественность о ходе следствия. Но замгенпрокурора России по Северо-Кавказскому округу Сергей Фридинский про задержания и допросы подозреваемых молчит, хотя уголовное дело о нападении боевиков на Ингушетию уже передано в Северокавказское управление Генеральной прокуратуры России.
Имя полевого командира и одного из ключевых чеченских главарей – Доку Умарова — прозвучало впервые.
В ночь на 22 июня в боях на территории Ингушетии было уничтожено более 20 боевиков. По словам начальника УФСБ по Ингушетии Сергея Корякова,
большую часть раненых боевики забрали с собой. Также в районах боестолкновений обнаружены несколько пока неопознанных трупов.
По данным ФСБ, в нападении на объекты в Ингушетии участвовали около 200 боевиков. «Среди боевиков были чеченцы, ингуши и люди пришлые, в том числе, возможно, наемники», - заявил начальник УФСБ по Ингушетии. По его словам, «возможность нахождения среди боевиков наемников подтверждают свидетельские показания о том, что некоторые из нападавших разговаривали на арабском языке».
Отвечая на вопрос - откуда могли прибыть боевики в Ингушетию Коряков сказал: «Часть из них, судя по всему, пришла из Чечни, некоторые повылазили из нор в самой республике».
Ранее в организации похода на Ингушетию подозревали другого человека – Магомеда Евлоева – своеобразного ингушского батьку Махно – религиозного ваххабита, грабителя и разбойника. С Доку Умаровым же у РОШ свои счеты. Вечно живой подчиненный Басаева и так называемый командующий юго-западным фронтом Чечни уже не раз тем же Шабалкиным (тогда еще полковником) объявлялся убитым. Последнее время Умаров славился тем, что организовывал атаки прежде всего на чеченцев, сотрудничающих с федеральной властью, не останавливаясь даже перед расстрелами 80-летних стариков. Теперь же видимо Умаров решил расправиться с соседями и привлек на свою сторону ингушей, недовольных действиями пророссийских властей в республике.