Беседа в Кремле началась с того, что глава чеченского МВД Алу Алханов сообщил Владимиру Путину, что собирается выдвинуть свою кандидатуру на досрочных выборах президента Чечни. Есть все основания подозревать, что Путин знал об этом и раньше. Фактически единой кандидатурой от Кремля и клана погибшего Ахмада Кадырова Алханов стал еще на прошлой неделе. В четверг о выдвижении его попросил Рамзан Кадыров, потом в том же духе высказались первые лица «Единой России». Окончательно все стало ясно в пятницу, когда от участия в выборах отказался депутат Руслан Ямадаев, который надеялся, что от партии власти в президенты пойдет именно он.
Сообщив Путину, что чеченцы просят его пойти на выборы, Алханов объяснил, почему он дал себя уговорить. «Люди хотят продолжения курса Ахмада Кадырова, федерального центра, политики дальнейшей стабилизации общества, жизни в республике. Учитывая то, что я знаком с обстановкой и с теми процессами, которые происходят в республике, а также с тем курсом, который проводил Ахмад Кадыров, я смогу продолжать проводить эту политику и хотел бы принять участие в президентских выборах», — отчеканил чеченский милиционер. Выйдя потом к журналистам, министр, кажется, еще больше был уверен в правильности выбранного курса.
«Выдумывать какую-либо новую политику, новый курс не вижу смысла, а буду развивать курс Кадырова с учетом складывающейся обстановки», — решил он.
Путин не успел еще выразить своего отношения к участию Алханова в выборах, но генерал уже продолжал дальше. Он сообщил президенту, что уходит в предвыборный отпуск, а вместо себя на посту главы республиканского МВД хочет оставить своего заместителя Руслана Алханова. «Это мой однофамилец, не родственник, который работает в милиции давно, — пояснил потом Алханов журналистам. — Он из милицейской семьи. Компетентный. Думаю, он достойно будет продолжать работу, которая ведется в республике по охране правопорядка и борьбе с преступностью. По своим замам у меня нет вопросов. Можно было бы назвать любого как кандидата на должность министра, но решили остановиться на Руслане».
Самая лестная характеристика и. о. министра звучала в устах Алу Алханова так: «Он очень надежный человек, бывший командир ОМОНа».
Впрочем, Путин на вопрос об Алханове-заместителе отвечать не стал и посоветовал его начальнику обсудить это с министром внутренних дел России Рашидом Нургалиевым.
Потом Путин перешел к самому главному – преимуществам Алханова перед остальными кандидатами. Встречи Путина с теми или иными участниками российских избирательных кампаний в канун выборов стали традицией и средством рекламы тех самых участников. Похожим образом президент приходил на съезд «Единой России» осенью прошлого года, так же демонстративно встречался с кандидатом в губернаторы Петербурга Валентиной Матвиенко. Во всех случаях президент говорил как бы о делах, но ненавязчиво представлял своих собеседников достойными кандидатами, что и становилось беспроигрышной предвыборной рекламой.
Так и в этот раз. Президент говорил, что на генерале лежит обязанность по созданию механизма общественного контроля за деньгами, которые идут на восстановление Чечни и выплату компенсаций за утраченное жилье, и что он не освобождает его от этой работы. «Люди были защищены в своих правах не только в правоохранительной сфере, но в финансах и социальном секторе, — сказал Путин. — Деньги должны доходить до людей, у которых потеряно жилье». По его словам, Алханов «сумел навести порядок в республике и вместе с тем бережно относится к людям». «От Кадырова я и раньше знал, как полезны для республики встречи с президентом. Такого же мнения я и сейчас», — сказал генерал, выйдя за дверь, где его ждали журналисты.
Официально Алханов еще даже не кандидат в кандидаты, поскольку документы в чеченский избирком он еще не подал. Потенциальных соперников у него уже десять человек, но влиянием в Чечне среди них пользуется всего один – московский бизнесмен Малик Сайдуллаев. У Кадырова, выборы которого прошли в октябре прошлого года, сильных конкурентов было больше: кроме того же Сайдуллаева с ним собирались бороться один из руководителей гостиницы «Россия» Хусейн Джабраилов и депутат Асланбек Аслаханов. Однако никому из троих поучаствовать в прошлых выборах не удалось. Джабраилов снял свою кандидатуру под давлением Кремля, Аслаханов тоже, получив отступного в виде должности советника президента по Чечне, а регистрацию Сайдуллаева аннулировал суд за нарушения, допущенные в сборе подписей.