В среду вечером в завершенном, как казалось, уголовном деле против Михайло Михайловича, признанного убийцей главы шведского МИДа Анны Линд, произошел неожиданный поворот. Комиссия Национального совета здравоохранения страны признала осужденного невменяемым. Тем самым был пересмотрен диагноз, поставленный судебными экспертами незадолго до суда над Михайловичем. Согласно рекомендации комиссии, Михайлович должен быть отправлен на принудительное лечение в одну из шведских психиатрических клиник.
Если базовое двухгодичное лечение будет успешным, то убийца может быть отпущен на свободу сразу после его завершения, отмечает «Би-би-си».
Решение об изменении меры пресечения Михайловичу должен принять апелляционный суд. Слушания назначены на 28 июня 2004 года. Но сомнений в том, что Михайлович в скором времени переедет из тюрьмы в психиатрическую клинику, почти не остается. Дело в том, в Швеции до сих пор не было случая, чтоб суды не прислушались к рекомендациям Национального совета здравоохранения. Председатель жюри апелляционного суда Карл Бергквист уже дал понять, что против решения медэкспертов не пойдет. По его словам, за его более чем тридцатилетнюю практику он никогда не выступал против рекомендаций сотрудников совета.
Кстати, на предварительных слушаниях Михайловича уже признавали душевнобольным, однако позже, уже перед самым судом, другая комиссия сочла его вменяемым. В предсудебном медзаключении отмечалось, что подсудимый подвержен лишь легким формам психического расстройства – таким, как психопатия. В результате в минувшем марте суд постановил, что нападение на Анну Линд было умышленным и не было совершено в состоянии аффекта. Михайлович был приговорен к пожизненному заключению.
Но, как говорят члены комиссии Национального совета здравоохранения, в третьем вердикте медиков ошибки быть уже не может. По их словам, за осужденным наблюдали круглосуточно на протяжении недели. В результате были выявлены такие нарушения психики, которые «не заметили» в ходе следствия. Впрочем, по сведениям Reuters, решение комиссии Национального совета здравоохранения не было единогласным. И это, пожалуй, единственная причина, которая может помешать апелляционному суду пересмотреть приговор Михайловичу.
Михайлович настаивал на своей невменяемости с самого начала процесса. По его словам, он вовсе не планировал убивать Анну Линд. Но в день нападения он услышал «голос Христа, который приказал ему пойти и убить министра».
По словам Михайловича, в результате, когда он увидел Анну Линд в супермаркете, он не смог противостоять исходящим извне приказам. «Голоса», которые слышал Михайлович, как известно, наиболее частый симптом шизофрении. Если бы диагноз «шизофрения» подтвердился на финальной стадии следствия, Михайловича наверняка приговорили бы к принудительному лечению в одной из закрытых клиник. Но медицинская комиссия тогда высказалась вполне определенно: «Легкая форма психического расстройства».
Напомним, что 46-летняя Анна Линд была убита 10 сентября 2003 года в одном из супермаркетов в центре Стокгольма. В тот день Линд с подругой выбирала себе в торговом центре платье для телевыступления накануне референдума о присоединении Швеции к зоне евро. «Нам было весело. Мы смеялись и много болтали, – сообщила на суде подруга погибшей Эва Фрэнчелл. – И вдруг краем глаза я увидела человека, бросившегося к нам. Мне он показался очень враждебным». Убийца семь раз ударил министра ножом в грудь, живот и руки. Спасти раненую Линд не смогли, утром 11 сентября она скончалась в одной из городских больниц от сильной потери крови. Нападавший скрылся, оставив на месте преступления самодельный нож и потерянную кепку. Это дало полиции в руки образцы его ДНК и отпечатки пальцев. Изображение убийцы зафиксировали также камеры видеонаблюдения универмага. Сначала по обвинению в убийстве министра был арестован 35-летний Пер Олаф Свенссон. Его взяли под стражу через шесть дней после убийства Линд и освободили за день до ареста Михайловича. 25-летний безработный серб Михайло Михайлович был арестован 24 сентября, через две недели после убийства министра. По данным полиции, он страдал рядом психических заболеваний и незадолго до убийства прошел очередной курс лечения в одной из клиник Стокгольма.