Когда и где задержали подозреваемых в самом громком чеченском убийстве — неизвестно. Замгенпрокурора Сергей Фридинский скрыл даже их имена и фамилии. Сегодня он сообщил лишь, что это жители Чечни в возрасте 28 и 22 лет. «Задержаны два человека, которые участвовали в подготовке и осуществлении взрыва на стадионе «Динамо» в Грозном 9 мая, — заявил Фридинский, — Расследование дела продолжается, проводится комплекс оперативно-следственных действий».
По словам прокурора, задержанные уже дают признательные показания.
Кадыров-младший вчера пообещал наказывать за помощь боевикам их родственников. «Они говорят, что они помогают своим родственникам, братьям, сестрам. Нет, они помогают бандитам. Этих мы будем наказывать по закону. И если нет такого закона, попросим, выйдем с обращением в Госдуму России, чтобы они приняли такой закон, чтобы можно было наказать», — сказал Кадыров-младший.
Российские же военные решили заманить боевиков рублем – за сданное оружие теперь будут платить. За пистолет – 5 тысяч рублей, снайперскую винтовку – 20 000, чуть меньше – за автомат, сказал «Интерфаксу» в четверг официальный представитель РОШ полковник Илья Шабалкин.
Полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев также подтвердил факт задержания двоих чеченцев указанного возраста. По словам Яковлева, по данным следствия, «эти люди могут иметь прямое отношение к убийству».
Напомним, в результате теракта 9 мая на стадионе «Динамо» в Грозном погибли 6 человек, в том числе глава Чечни Ахмад Кадыров и председатель Госсовета республики Хусейн Исаев. Кроме того, пострадали, по данным из различных источников, от 89 до 95 человек. Два артиллерийских снаряда, один из которых не взорвался, круто повернули всю чеченскую политику. Сейчас в республике идет подготовка к досрочным выборам нового президента.
Ответственность за теракт с некоторым опозданием взял на себя Шамиль Басаев. К тому моменту уже был один задержанный по этому делу. Через три дня после взрыва на «Динамо» в селе Алхазурово Урус-Мартановского района взяли каменщика грозненского СМУ-10 Ломали Чупалаева. Он принимал участие в кладке кирпича на той трибуне, что взорвалась под Кадыровым. Прокуратура нашла в прошлом каменщика подозрительные факты. В частности, было установлено, что в 1996 году Чупалаев воевал в отряде полевого командира Бибулата Хасаханова, и с тех пор, возможно, является участником бандитского подполья. Дальнейшая судьба Чупалаева неизвестна. Не исключено, что он либо отпущен, либо пошел по другому делу, так как после его задержания представители властей не раз заявляли, что задержанных именно по делу о взрыве на «Динамо» еще нет.
Спустя какое-то время — 24 мая – у прокуратуры появился второй подозреваемый. Оперативно-следственная группа, расследующая теракт 9 мая, объявила в розыск жителя Урус-Мартана Вахида Вахидова. Он так и не пойман, во всяком случае, власти не сообщали об обратном.
Параллельно с прокуратурой своих подозреваемых в теракте находили и российские военные. Правда, эти фигуранты традиционно оказывались мертвыми.
Так, около двух недель назад российские военные в Чечне встретили банду из пяти боевиков, трое из них были уничтожены. В убитых 24-летнем Саид-Эмине Элиханове и 26-летнем эмире ваххабитского джамаата Урус-Мартановского района Таусе Удаеве представители РОШ опознали причастных у убийству Кадырова. Правда, никаких подтверждений этого от прокуратуры так и не поступило.
Те, кто не хотел попасть в число обвиняемых в убийстве Кадырова, сдавали в последние три дня оружие. Таких, правда, было немного. Сегодня закончился срок ультиматума, предъявленного Рамзаном Кадыровым боевикам. Сепаратистам предлагалось сдаться в течение трех дней или ждать уничтожения. Как и в случаях с прежними чеченскими ультиматумами, массовой сдачи не получилось. В сентябре 2002 года на подобный ультиматум Путина откликнулись около 30 боевиков. Кадырова же услышали десять. Из них, по словам представителя РОШ Ильи Шабалкина, явился с повинной один из приближенных Масхадова. Правда, кто именно, Шабалкин так и не сказал.
Фактически, ультиматум закончился ничем. Секретарь совета безопасности Чечни Рудник Дудаев сегодня почти так и сказал. По его словам, «любое заявление Кадырова-младшего надо воспринимать с поправкой на его возраст и малый политический опыт».