Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дворкович назвал идеи Фрадкова бессмысленными

В среду, накануне заседания правительства по штатному расписанию и полномочиям обновленных министерств и ведомств, разумность административной реформы поставил под вопрос один из руководителей Минэкономразвития – того самого, которому реформа поручена. Замминистра Аркадия Дворковича потеря работы не пугает.

В среду, накануне утверждения правительством полномочий и штатного расписания обновленных министерств и ведомств, заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович разнес в пух и прах не только предлагаемый путь административной реформы, но заодно и концепцию экономического развития, принятую за основу президентом и премьер-министром.

То, что недовольство административной реформой в рядах чиновников существует, ни для кого не было секретом, но Аркадий Дворкович стал первым, кто публично раскритиковал ее.

На мероприятие под названием «Тренинг-семинар по стратегическому моделированию», которое проходило в Минэкономразвития, журналистов пришло немного: сенсаций оно не предвещало. Cреди участников, правда, был заявлен замминистра Аркадий Дворкович, известный любовью к острым высказываниям, но пресс-служба предупредила, что он болен.

Именно это обстоятельство, очевидно, и предопределило дальнейший ход событий. Самых чутких насторожило уже то, что замминистра появился без пиджака и галстука. А когда он взял слово и заявил, что «хоть завтра, наверное, последует реакция министров и меня будут ругать», но он «использует эту трибуну», стало понятно, что без скандала не обойдется.

Аркадий Дворкович говорил о грядущих административных изменениях и путях экономического развития России. Говорил пылко и искренне, как настоящий романтик. А закончил свою речь признанием, что «плохо себя чувствует». Но по его виду этого сказать было никак нельзя. Казалось, замминистра, наоборот, после всего сказанного чувствует себя прекрасно – наконец он высказал все, что на душе накипело.

От него досталось и премьер-министру, и президенту. Замминистра Дворкович поставил под сомнение теорию точек роста в экономике, которая только что обсуждалась Путиным и Фрадковым.

В понедельник премьер Фрадков на традиционной встрече президента с членами правительства выдвинул идею о создании совета по конкурентоспособности, который как раз должен заниматься поиском этих точек роста.

«Нам не нужны точки роста, нам нужна непрерывная цепочка условий, которые позволят вывести экономику на новый уровень», --

сказал Дворкович и назвал само словосочетание «точки роста» «бессмысленным», а создание совета по конкурентоспособности для их поиска «абсолютно бессмысленным».

Но главное, от чего болел в среду Аркадий Дворкович, — административная реформа: «Избранный путь административных преобразований в правительстве приведет к вымыванию самого эффективного звена». Сокращение числа заместителей министров он считает нецелесообразным: «То, что делается сейчас, прежде всего идея по двум замам и другие идеи, связанные со «схлопыванием» пирамиды, мне кажется, не отвечает поставленным целям».

Для Минэкономразвития, по подсчетам Дворковича, это означает сокращение числа департаментов и управлений с нынешних 55 до 15 и сокращение центрального аппарата на 20%.

Дворкович подчеркнул, что от таких преобразований пострадают прежде всего нынешние руководители департаментов, их замы и начальники отделов, «то есть те, кто собственно работает. Остальные занимаются рутинной бумажной работой».

Такой подход ставит в безвыходное положение самих министров: фактически у них отбирают ресурсы, необходимые для выполнения возложенных задач. А ведь декларируется, что ответственность министров возрастает.

«Министр сам должен решать, что ему нужно для решения задач. Получается, возвысили роль министра, а потом тихо-тихо подрезали его снизу так, чтобы эти задачи он не смог решать», — сказал Дворкович.

Предлагаемая модель уже практически принята, и на завтрашнем заседании правительства никаких дискуссий не будет. Главными противниками концепции «двух замов» были министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф.

Алексей Кудрин в среду сдался: он публично объявил о том, что будет располагать только двумя замами, а штаты министерства в целом сократятся на 20%. В министерстве останется 9 департаментов вместо более чем 20. В каждом из них будет работать от 70 до 170 человек.

Таким образом, заключил Дворкович, Кудрин дискутировать не собирается.

А Герман Греф, который на заседании правительства в четверг должен был докладывать о ходе административной реформы, очень кстати уехал во Франкфурт-на-Майне обсуждать вопросы, связанные со вступлением России в ВТО.

На заседании его заменит первый зам Михаил Дмитриев, от которого пламенного протеста ожидать трудно.

Аркадия Дворковича немедленно спросили, разделяет ли Греф его позицию, и он ответил, что не знает.

Скорее всего, сегодняшнее выступление Аркадия Дворковича – его собственная инициатива, громкий хлопок дверью перед уходом. Хотя Герман Греф официально еще не объявил имен своих двух замов, осведомленные люди говорят, что ими станут Андрей Шаронов и Алексей Каульбарс. Аркадий Дворкович едва ли согласится прозябать в Минэкономразвития на должности начальника департамента, о чем он сегодня фактически и заявил. «Я не боюсь лишиться своего места, по этому поводу я беспокоюсь меньше всего. У меня еще есть время, и место себе я точно найду», — сказал он.

Выступление пламенного замминистра носит отчаянный характер. Эксперты в принципе согласны с Дворковичем в том, что решение на высшем уровне уже принято, и в четверг на правительстве коллизий не будет.

Заместитель директора Центра политических технологий Борис Макаренко сказал «Газете.Ru», что все основные, самые болевые вопросы уже получили разрешение. Главной интригой, считает он, станет

выстраивание отношений между министерствами и подведомственными им службами так, чтобы последние, «с одной стороны, не стали отвязными и отмороженными, а с другой — не превратились в технический придаток министерств».

У гендиректора группы «Меркатор» Дмитрия Орешкина есть все основания полагать, что эти отношения будут сложными, так как федеральные службы будут бороться за свою независимость. В то же время эксперт считает, что по большому счету в результате проводимых преобразований ничего не изменится, «старое вино будет влито в новые меха».

«Базовая задача заключалась в том, чтобы оптимизировать систему управления, но негласно ставилась и другая — не обидеть чиновный класс. Потому что базовое государство в России — чиновное: Путин — президент чиновничества, «Единая Россия» — партия чиновного класса. Даже бизнес без чиновной крыши в России существовать не может», — констатировал Дмитрий Орешкин.

Новости и материалы
В Белгороде после нового обстрела поврежден как минимум один жилой дом
Созин: игрой «Динамо» хочется наслаждаться
Врач рассказал о правильной проверке на опасную желудочную бактерию
Эндоскопист Полиглоттов: для проверки на хеликобактер нужно сдать два теста
ВСУ перебросили резервы из ДНР в Харьковскую область
В Белгороде снова объявлена ракетная опасность
Продюсер раскритиковал судей «Евровидения» за игнорирование участницы из Израиля
ВСУ атаковали поселок Теткино в Курской области
Звезда сериала «Горький 53» рассказал, не мешает ли его работе перенесенный дважды инсульт
Названы два продлевающих жизнь доступных продукта
Apple готовит революционное обновление Siri на основе генеративного ИИ
Володин призвал полностью перестроить работу Министерства спорта
Названа вредная привычка, помимо курения, которая вредит легким
Врач Стружко: злоупотребление алкоголем повышает риск туберкулеза
В Донецке мирный житель пострадал при детонации взрывного устройства
iPad Pro c M4 оказался мощнее новейшего MacBook Air
Ольга Орлова ответила, поддерживает ли связь с Губиным
Джокович рассказал, что он чувствовал после попадания бутылкой в голову
Тело седьмого погибшего извлекли из-под завалов дома в Белгороде
Неудачи «Краснодара» объяснили психологической подавленностью
Все новости