— Сергей Юрьевич, как вы сами оцениваете итоги своей политической кампании? Что удалось, в чем потерпели неудачу?
— Я считаю, что выполнил политический долг, дав людям возможность выбора. Как политик, я представил свою программу социальной справедливости и экономического роста, которая позволяет нам поднять уровень жизни уже к концу этого года и выйти на устойчивый уровень экономического развития. Как ученый, предупредил общественность о кризисах в случае, если будет переизбран действующий президент.
Словом, я сделал все, чтобы общество могло осмыслить дальнейший путь развития страны.
К сожалению, мне не удалось довести эту информацию в полном объеме до избирателей, так как практически мне были перекрыты все электронные СМИ, а тиражи листовок и газет, которые выпускал наш штаб, реально позволили ознакомить с моей программой примерно одну пятую часть избирателей. Как эта информация распространялась через друзей и родных, узнаем после выборов.
— В ходе кампании, как вы заявляли неоднократно, были нарушения закона «О выборах президента» как со стороны других кандидатов, так и СМИ и ЦИКа. Вы будете после выборов в судебном порядке их оспаривать?
— Во-первых, мне потребуется немало времени, чтоб разобраться с нечистоплотными редакторами и журналистами таких изданий, как МК, «Комсомолка», «Труд», «АиФ», с ОРТ, вторым каналом и ТВЦ, где выходили клеветнические материалы в мой адрес. Я очень сожалею, что у нас запрещены дуэли. Добрую половину редакторов всех этих изданий я вызвал бы стреляться. По заказу администрации президента редакторы и журналисты этих изданий размещали против меня материалы, в том числе за деньги. Мои предупреждения о том, что это проплаченные материалы, успехов не имели. Руководители изданий в разговоре, даже иногда извиняясь, говорили, что они ничего сделать не могут, поскольку ставят материал не по своей воле.
— Вас последние недели «Первый» канал не показывает. Там во «Времени» были итоговые сюжеты, как кандидаты проводят свой день. Не показывали только вас. Вы интересовались, почему?
— Я знаю, что была установка от Суркова не показывать меня не только по Первому каналу, но и в тех региональных СМИ, где я проводил встречи с избирателями.
Рука администрации президента дотягивалась до каждого региона. В частности, я знаю, что губернатор Ярославской области лично обзванивал всех редакторов ярославских газет, убеждая не освещать мой визит. Аналогичная ситуация была в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге. Мы не только обращались за объяснениями на первый и второй каналы с предложениями о размещении своих роликов, но есть решение ЦИКа по отношению ко второму каналу, обязывающее их показать мои ролики. Но все было бессмысленно. Я убежден, после переизбрания Путина на второй срок публичная политика потеряет всякий смысл. Такой объем фальсификаций и грязных технологий, который применялся в ходе этой кампании, подтверждает, что о правовом государстве и публичной политике на время ближайших четырех лет придется забыть.
— Как вы оцениваете избирательную кампанию Путина, а также других кандидатов?
— Его кампания неспортивная и беззаконная. Было нарушено столько правил игры, столько нарушений… Знаете, я в целом президента в этом не виню. Он лишь продолжил практику, установленную при Ельцине, а в администрации сидят те же люди, которые при прежнем президенте занимались политической чернухой.
Большая историческая ошибка Путина в другом: он впервые в современной истории мог провести честные выборы, имея на старте собственный рейтинг в 70%.
Он, в отличие от Ельцина, у которого в начале кампании 1996 года было 5%, мог бы провести кампанию, не прибегая к административному давлению и втягиванию руководителей избиркомов в уголовные дела через фальсификацию итогов выборов. Но он этого не сделал. Практически все губернаторы собирали зависимых от них людей – мэров городов, районов, руководителей избиркомов и зомбировали, что явка и результат голосов, поданных на Путина, по стране должны быть не менее 70%. Людей в массовом порядке склоняли к тому, за что положено давать 5 лет тюрьмы. Я обратился к президенту с открытым письмом с просьбой пресечь такое массовое втягивание.
— Ответ получили?
— Разумеется, ответа нет. А фальсификации – налицо.
— А смысл? С таким-то рейтингом!
— По нашим оценкам, в крупных городах рейтинг президента Путина не превышает 40%.
— Вы согласны, что эта кампания с самого начала была для вас «борьбой за второе место»?
— Категорически не согласен. Мне не имело никакого смысла участвовать в кампании «псевдоспортивных соревнований». Я в течение этой кампании ничего, кроме неприятностей, не получил, поэтому меня не интересует никакой результат, кроме положительного. Оказавшись в качестве неугодного оппонента для власти, я столкнулся с таким количеством клеветы в свой адрес и таким неприкрытым давлением на фракцию «Родина» в Думе и попытками разрушить сам блок, тем не менее, я пошел на выборы, чтобы показать, что возможность выбора есть.
— Может, и в 2008-м году пойдете?
— Думаю, что к 2008-му году власть так зацементирует политическое пространство, что ничего живого там расти не будет. Будут бутафорные политические партии с бутафорными актерами-политиками, которые будут разыгрывать надоевшие всем спектакли.