Младший из вашингтонских снайперов — 18-летний Ли Бойд Малво — страдает диссоциативным расстройством, которое характеризуется «разрушением интегративных функций мозга». Это означает, что подросток неадекватно воспринимает действительность и в момент совершения преступлений слепо исполнял волю своего старшего напарника – Джона Аллена Мухаммада. О психическом отклонении обвиняемого заявил психиатр Нейл Блумберг, который был приглашен в суд города Чисапик (штат Вирджиния) на этой неделе представителями защиты. С его мнением в целом согласны также независимые психиатры Дайан Шчетки и Дьюи Корнелл.
В последние недели трое экспертов беседовали с Ли Бойдом Малво десятки раз и пришли к общему выводу: «В силу расстройства психики подсудимый не в состоянии отличать хорошее от плохого».
По законом Вирджинии этот признак считается главным для признания подсудимого невменяемым.
Психиатры сообщили жюри, что с момента приезда в США Малво подвергся мощной психологической обработке со стороны Мухаммада, которого подросток считал своим отцом. В какой-то момент Малво даже решил взять все убийства на себя, чтобы вывести старшего вашингтонского снайпера из-под удара. Впоследствии он признался, что нажимал на курок лишь один раз – когда снайперы совершили последний теракт. Все остальные убийства совершил Мухаммад. По выражению Шчетки, подросток демонстрировал «просто патологическую верность Мухаммаду». Однако он все же пытался воспротивиться убийству 12-летнего школьника в октябре прошлого года, хотя затем старшему снайперу удалось убедить напарника. По словам психиатров, Мухаммад внушил подростку, что они «делают правое дело и что добро и зло – лишь искусственные категории». Причем все трое медиков сходятся на том, что расстройство психики наблюдается у Малво и по сей день.
От того, учтет ли рекомендации психиатров жюри, будет напрямую зависеть дальнейшая судьба подростка.
За соучастие в убийстве Малво грозит смертная казнь или пожизненное заключение. Но если его официально признают невменяемым, младшего вашингтонского снайпера просто отправят на принудительное лечение.
Напомним, что его обвиняют в пособничестве Мухаммаду, в терроризме и убийстве аналитика ФБР Линды Франклин на автостоянке у магазина Home Depot 14 октября прошлого года. Ранее адвокаты Малво неоднократно заявляли, что отпечатки пальцев Малво на винтовке свидетельствуют лишь об одном: молодой человек был на месте нескольких преступлений, что вовсе не доказывает его участия в них. Наконец, защита протестует против выдвинутых прокурором обвинений в терроризме. По словам адвокатов, судебные власти трактуют принятый вскоре после сентябрьских терактов в США закон о терроризме слишком широко. Теперь стало очевидно, что аргумент защиты о психической невменяемости Малво станет главным.
Что касается старшего снайпера, в конце ноября он был признан виновным в убийстве Дина Гарольда Майерса, застреленного 9 октября 2002 года в Манассасе (штат Вирджиния), и в терроризме. Суд присяжных города Вирджиния-Бич (штат Вирджиния) приговорил его к смертной казни. Ему предстоит самому выбрать, как умереть – на электрическом стуле или посредством инъекции яда.
По традиции в Вирджинии казнят путем смертельной инъекции. Но закон предусматривает также возможность быть казненным на электрическом стуле, если приговоренный к казни этого захочет.
Приговор будет приведен в исполнение 12 февраля.
Приговор 42-летнему ветерану войны в Персидском заливе стал логическим завершением судебного процесса, который длился несколько недель. 17 ноября присяжные признали Мухаммада виновным по всем пунктам, включая терроризм и убийство. На финальной стадии слушаний адвокаты Мухаммада пытались разжалобить суд рассказами о трудном детстве 42-летнего убийцы, о том, что он рос без матери, в нищете, подвергался насилию и что его психика пострадала во время войны в Персидском заливе. Однако эта тактика оказалась неэффективной.
Напомним, что вашингтонские снайперы совершили серию ничем не спровоцированных убийств в течение трех недель прошлой осенью. Все были совершены в окрестностях американской столицы, поэтому преступников и окрестили вашингтонскими снайперами. Следствие установило, что на курок нажимали оба обвиняемых.