12 июля в десять часов вечера Чеховский фестиваль, о котором так долго говорили все, а особенно театральные критики, закончится. Напоследок москвичи увидят феерическое огневое шоу «Падший ангел», приготовленное итальянской «Студио Фести» специально для закрытия фестиваля. Название звучит симптоматично, если вспомнить, что начинался чеховский фестиваль с «Демонов».
Впрочем, не будем думать о бесовщине и о том, что нынче скопления народу и пиротехнические игры в толпе не выглядят такими безопасными, как в начале фестиваля. Организаторы призывают всех отринуть страх и прийти на Театральную площадь.
Чтобы не повторить опыт открытия, когда милиция, пропустив на Тверскую площадь публику с приглашениями, так далеко отодвинула обычных зрителей, что им ничего не было видно, решено пустить на закрытие всех желающих.
Но по билетам, которые тут же, у въезда на Театральную площадь, и будут продавать. Еще обещано, что не будет никаких VIP-трибун, а начальство сольется с народом, что на ступеньках Большого театра будет стоять и петь огромный хор, а вокруг скверика поедут повозки, на которых, как в средние века, и развернется «нижняя» часть итальянского представления. Но главной будет, конечно, его «верхняя», небесная часть.
Театр «Студио Фести» уже приезжал в Москву на прошлый Чеховский фестиваль. Тогда он показывал свои чудеса на Манежной площади, и зрители дивились на стену водяных брызг прямо перед Историческим музеем, на которой возникали дрожащие картины религиозного содержания, и на плывущие в черном небе огромные светящиеся сферы, на которые проецировались возрожденческие картины. По брусчатке, заставляя публику расступаться, в сопровождении людей на ходулях катались прозрачные шары, внутри которых стояли гимнасты, по стене гостиницы «Москва» ходили акробаты, а на канате, протянутом от «Москвы» куда-то далеко, прямо над головами зрителей развевалось тоже что-то упоительное про любовь (возможно, к Богу) и в белом трико.
Все это в виде грома с небес сопровождала музыка и какой-то возвышенно-религиозный текст, превращавший восхитительные цирковые чудеса в сомнительный помпезно-многозначительный китч.
Впрочем, создатели театра объясняли, что в спектаклях «Студио Фести» «великая итальянская культура с ее традициями площадного театра и величественного искусства Возрождения, уличных шествий, процессий и барочной роскошью воплотилась в новом качестве – в торжественном и ошеломляющем своим размахом искусстве «необарокко». Возможно, это было именно оно, а может быть, как надеются иные (считающие, что такого пафоса в наше время не бывает), просто циничный и насмешливый постмодернизм. Но снизу зрители его плохо различали.
На этот раз нам обещали, что над Москвой полетят ангелы. «Все они — женщины: Ангел тайны, Благой вести и Последний ангел. Единственный мужчина – Ангел Слова. Слово — это мужское начало, его стихия – огонь, в прямом и переносном смысле». А еще рассказали, что папа римский Иоанн Павел II приглашал «Студио Фести» открывать этим спектаклем собор Святого Петра после реставрации в 2000 году. Говорят, папа плакал, увидев этот шедевр. Впрочем, не совсем этот, ведь нам обещали, что приготовят что-то новое. И мы тоже заплачем. Так, как плакали, провожая улетавшего олимпиадного Мишку. Фестиваль ведь заканчивается.
«Падший ангел», Театральная площадь, 12 июля, 22.00.