О самом отряде почти ничего неизвестно. «У нас есть тревожная информация о том, что бандиты в Панкиси сейчас сдвинулись с мест и выдвигаются в сторону Чечни, но российские пограничники готовы к их встрече», — сообщил сегодня «Интерфаксу-АВН» генерал-полковник Николай Резниченко, начальник главного штаба ФПС. Следующее заявление пограничника должно было быть, видимо, успокаивающим: «Как обычно, летом банды в Панкиси начинают активизироваться и пытаются просочиться через границу любым способом, а что они там есть, у руководства ФПС нет никакого сомнения». В погранслужбе к регулярным походам боевиков уже почти привыкли. По словам генерал-полковника – 80-километровый участок российско-грузинской границы в районе Чечни был и остается для них проблемой номер один.
Данных о численности отряда и об имеющемся у него оружии нет, но совершенно ясно, что боевикам в Чечне нужно подкрепление. Они несут постоянные потери в столкновениях с федеральными силами, а пополнение поступает не такими темпами, как идет убыль.
Нужны свежие силы, а взять их можно только из-за границы. В последний раз, кстати, масштабный прорыв «пополнения» произошел в августе прошлого года. Отрядом примерно из 200 человек руководил Руслан Гелаев, причем значительную часть людей он потерял в сентябре под Галашками. Однако, несмотря на слухи о ранении полевого командира, найти его так и не удалось, а спустя несколько месяцев появились доказательства того, что Гелаев остался в Чечне. На сайте сепаратистов «Кавказ-центр» были вывешены свежие фотографии: постаревший Гелаев на фоне палатки сидел у костра в компании с Шамилем Басаевым.
То, что в Чечне еще много гелаевцев, показало сегодняшнее демонстративное разоружение 11 боевиков, которое происходило в Грозном на территории республиканского управления ФСБ. «Результаты предварительного опроса свидетельствуют о том, что все они входили в группировку полевого командира Руслана Гелаева и воевали в составе так называемого «юго-западного фронта» незаконных вооруженных формирований», — сообщил «Интерфаксу-АВН» представитель ФСБ Денис Вяземцев. Чтобы попасть под утвержденную Госдумой амнистию, которая действует до 1 сентября, боевики добровольно сдали семь гранатометов, два автомата, огнемет и крупнокалиберный пулемет. По чеченским меркам, оружия для 11 человек не слишком много. Судя по количеству сбитых за зиму военных вертолетов и найденных федералами тайников с ПЗРК, Гелаеву сейчас больше нужны не гранатометы, а именно ракетно-зенитные комплексы.
Обращает на себя внимание, что прошлым летом поход Гелаева из Панкиси в Чечню начинался точно так же.
Сначала разведка, ссылаясь на радиоперехваты, сообщала, что боевики собираются в Чечню, потом – что они уже у границы. Но дать отпор гелаевцам пограничники так и не смогли – они просто не заметили перехода ими границы. Только в сентябре военные наткнулись на отряд из примерно 200 боевиков уже на территории Ингушетии – под Галашками. Тогда потери федеральных сил составили 20 человек убитыми, и хотя военные отчитались о полном разгроме банды, предъявить они смогли только около сорока трупов боевиков.
Получится ли у боевиков столь же эффектный прорыв на этот раз – пока неясно. Очевидно только то, что в Грузии оставаться им все менее комфортно. Грузинские власти все активнее бравируют своими подразделениями, прошедшими спецподготовку под руководством инструкторов из морской пехоты США, заявляя о том, что они уже способны «выполнять задачи любой сложности», то есть могут, к примеру, выбить чеченских товарищей из Панкиси, если те окончательно не покинут ущелье миром. Тогда у боевиков один выход: на месте им остаться не дадут, а кроме как идти на прорыв границы с Россией — деться им некуда.