Боевые действия против боевиков на Северном Кавказе переместились к границе Чечни и Ингушетии. Первые сообщения об обнаружении на сопредельной с Чечней территории крупных банд боевиков появились в начале недели. Сегодня информационные агентства сообщили, что на границе Чечни с Ингушетией в лесах обнаружено скопление боевиков численностью почти 50 человек. Уничтожить банду не удалось, в Ингушетии началась масштабная операция по поиску и ликвидации бандитов.
«Газете.Ru» удалось связаться с и.о. заместителя министра внутренних дел Ингушетии Мусой Апиевым и выяснить подробности происходящего в республике. По его словам, первый небольшой отряд из десяти боевиков был обнаружен случайно армейской разведкой около трех дней назад в лесном массиве, в нескольких километрах от селения Мужичи Сунженского района. Группа боевиков спокойно передвигалась по лесу. Нарвавшись на российские подразделения, чеченцы вступили в бой. После перестрелки бандиты рассеялись в лесу. Военные не решились на преследование.
Как сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, пойти по горячим следам бандитов не удалось, так как они успели заминировать пути отхода.
На месте боя были обнаружены гранатомет, боеприпасы, бинты, шприцы с морфием. Потерь со стороны федеральных сил нет. Правда, по другим данным, был легко ранен командир разведгруппы.
Сегодня же агентства сообщили о еще одном крупном столкновении подразделений федеральных сил с боевиками в районе населенного пункта Чемульга, расположенного на чечено-ингушской границе. Боевиков было 40 человек. Пятеро из них убиты, также захвачено брошенное бандитами оружие и боеприпасы, сообщили в штабе объединенной группировки войск. Со стороны федеральных сил есть один раненый.
Если верить информации штаба ОГВ, перестрелки в Ингушетии носят локальный характер. Однако в МВД Ингушетии корреспонденту «Газеты.Ru» сообщили, что уже три дня идут серьезные бои с применением авиации и артиллерии.
«После обнаружения той группы боевиков пошла комплексная обработка лесного массива с подключением авиации, вертолетов, войск МВД с подавлением, нанесением ударов», — рассказал и.о. замминистра внутренних дел Ингушетии Муса Апиев.
Бомбят леса в районе Чемульги и Галашек Сунженского района Ингушетии, а также Бамута – самого близкого к границе с Ингушетией населенного пункта в Чечне. При этом, по словам Апиева, страдает мирное население: «Люди в лес по своим делам за ягодами, за дровами ходят, и есть риск, что федеральные войска могут попасть не туда». Пока фактов ошибочных ударов нет, но от населения Чемульги и окрестностей уже поступают жалобы, сообщил Апиев.
Последней вылазкой боевиков стал сегодняшний подрыв автобуса с сотрудниками милиции недалеко от границы Ингушетии и Северной Осетии. Близ контрольно-пропускного пункта «Тигр» в Пригородном районе Северной Осетии на мине подорвался автобус с 10 милиционерами, которые возвращались после дежурства на КПП во Владикавказ. Из 10 человек, находившихся в автобусе, трое погибли, остальные были ранены. Как рассказали «Газете.Ru» в МВД Северной Осетии, сообщение о происшествии поступило около 11.00 по московскому времени.
В МВД Северной Осетии в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» не исключили, что автобус был подорван с помощью дистанционно управляемого взрывного устройства.
Пока трудно предположить, откуда взялось столько боевиков в районе административной границы Чечни и Ингушетии. Разумеется, большинство участков этой границы довольно, прозрачны и в приграничных селениях уже неоднократно случались нападения чеченских боевиков на войсковые колонны, на сотрудников милиции. По словам представителя МВД Ингушетии, принадлежность последних групп боевиков трудно определить, поскольку ни один из них не был задержан. «Они разрозненными группами действуют. Все в одном отряде – нецелесообразно», — сказал представитель министерства.
В последний раз крупные боевые действия в Ингушетии развернулись в августе-сентябре 2002 года, когда под Галашками неожиданно для федеральных сил объявилась многочисленная банда под командованием Руслана Гелаева и арабских наемников.
Тогда, несмотря на ожесточенные бои, полностью ликвидировать гелаевцев не получилось. Часть из них смогла пробиться в Чечню и укрыться в горах, часть, возможно, сбежала в Грузию. Именно Грузия осенью 2002 года и была обвинена Москвой в том, что с ее территории гелаевцы проникли в Ингушетию и Чечню. В этом году российские военные вновь заговорили об активизации чеченцев на грузинской границе и прогнозировали на июнь-июль 2003 года новое наступление банд Гелаева на Чечню и Ингушетию. Грузия ответила на это предположением, что это российские военные готовятся провести антигрузинскую провокацию в Абхазии с применением чеченских боевиков. Несмотря на различия оценок, обе стороны сходились в двух пунктах: активизация боевиков произойдет на рубеже июня и июля и на территории Ингушетии. Именно это подтверждают и сегодняшние сообщения из этой республики.