В 1979 году RIAA – главная лоббирующая организация звукозаписывающей индустрии – предсказала скорый крах отрасли или, по крайней мере, тяжелейшие потери для крупных лейблов в связи с введением нового формата звукозаписи – компактных аудиокассет. С их помощью можно легко, качественно и незаконно, разумеется, копировать музыкальные произведения и целые альбомы. Появление компактного проигрывателя кассет – Sony Walkman также должно было фатально сказаться на производителях пластинок.
Примерно тогда же появились видеомагнитофоны, и снова антипиратское лобби взорвалось от ярости. Пытались даже запретить продажу видеомагнитофонов в частные руки, конец этому был положен только в 1984 году, когда Верховный суд Соединенных штатов Америки постановил, что производители и продавцы бытовой техники не несут ответственности за возможность ее пиратского использования.
Еще позже появились двухкассетные магнитофоны. До наших дней не дошли упоминания о том, как их встретили гиганты звукозаписи, но вряд ли прием был радушным – ведь эта техника словно специально создана для незаконного копирования лицензионной продукции.
Просто в те времена не было сенатора Оррина Хэтча, шестидесятидевятилетнего республиканца из штата Юта, который с детства понял важность честной тяжелой работы и ценности авторского права. Если бы он в восьмидесятых годах возглавлял Комитет по законодательству Сената США, история пошла бы совсем другим путем.
Но в наше время, когда звукозаписывающие компании в немыслимых количествах производят продукцию низкого качества, продажи лицензионных компакт-дисков падают со страшной скоростью (на семь процентов за 2002 год), и эта рыночная ситуация списывается на пиратство в интернете, прежде всего пиринговые сети вроде Kazaa, Оррин Хэтч стоит на страже.
Как отчитывается газета Washington post, глава сенатского комитета по законодательству Оррин Хэтч предложил на слушаниях о компьютерном пиратстве просто уничтожать в удаленном доступе компьютеры пользователей пиринговых сетей.
Сначала Хэтч спросил у экспертов, можно ли серьезно повредить компьютер злоумышленника, скачивающего из сети новый альбом, скажем, Мадонны. Те испугались, сказали, что это будет противозаконно и что никто вообще не заинтересован в уничтожении компьютеров частных лиц.
«Я заинтересован, — перебил сенатор-республиканец нерешительного технического интеллигента. — Только так можно научить их авторскому праву».
Развивая свою мысль, Хэтч предположил, что нужно законодательно увести владельцев копирайта от ответственности за повреждение компьютера пользователей. Характерно, что мысль об ответственности государства за это у сенатора Хэтча, которого за особые заслуги в его родном штате прозвали «Мистер Свободное предпринимательство», «Хранитель малого бизнеса» и «Мистер Конституция», не возникла. По крайней мере, расстреливать будут не сразу: сначала два предупреждения: «Вы занимаетесь аудиопиратством», а потом все, конец машине.
«Нет прощения нарушению закона о копирайте».
«Если мы сломаем сотню-другую тысяч компьютеров, люди наконец поймут серьезность этого правонарушения».
Впрочем, разнообразные чиновники и народные представители в Сенате и Конгрессе отнеслись к этому предложению, как к горячечному бреду. Либо они пытаются истолковать его слова в том смысле, что пора бы уже техническим гениям изобрести способ защитить авторское право как следует, либо просто предлагают Главе сенатского комитета по законодательству поответственнее относиться к собственным высказываниям. По крайней мере, все уверены – такое предложение не пройдет в Конгрессе, равно как и предыдущее предложение другого сенатора, на этот раз демократа и калифорнийца, снять ответственность с гигантов индустрии шоу-бизнеса за любые действия против частных лиц — нарушителей копирайта.
Вероятно, конгрессмены представили себе продюсеров с бейсбольными битами, врывающихся в студенческие общежития и дома мирных американцев.
Интересно, кстати, что среди экспертов, просто испугавшихся предложения Хэтча на заседании Сенатского комитета был и Рэнди Сааф из компании Mediadefender, Inc. Эта фирма обещала покончить с пиратством в сетях типа Kazaa, наводнив их файлами-пустышками и чудовищно замедлив трафик. Впрочем, победных реляций пока не слышно, пустышки попадаются очень редко, качается пока вполне успешно. Видимо, это будет продолжаться до тех пор, пока пользователей сети не начнут расстреливать на месте.