О том, что принятие окончательного решения о маршруте и сроках начала строительства дальневосточного экспортного нефтепровода отложено как минимум до осени, Михаил Касьянов заявил, как уже сообщала «Газета.Ru», вчера в ходе экономического форума в Санкт-Петербурге. Очередную отсрочку премьер объяснил не доведенной до конца работой по анализу ТЭО проекта.
На самом деле ТЭО проекта давно готово, да и определенный анализ его проведен. По крайней мере, президент «Транснефти» Семен Вайншток свою оценку конкурирующим проектам «Ангарск — Дацин» и «Ангарск — Находка» уже дал. Еще в конце мая Вайншток признал, что целесообразнее начинать строить трубопровод на Дацин. К этому выводу, по словам Вайнштока, руководство «Транснефти» пришло именно после завершения анализа ТЭО.
Председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский, комментируя очередную отсрочку с началом реализации проекта, отметил, что ударит она в первую очередь не по компании, а по интересам России в целом.
«Это негативно скажется на освоении Восточной Сибири, — заявил Ходорковский. --Для нашей компании ситуация более благоприятна, так как мы в перспективе имеем возможность направить добываемую на наших месторождениях, скажем, в Томской области, нефть на переработку на наши заводы. К примеру, Ачинский, Ангарский или теперь Омский, хотя это уже и на границе зоны. Нефть же с наших месторождений в Западной Сибири, которую мы направляем на эти заводы сейчас, мы можем направить на другие цели. Что же касается месторождений из пока еще не распределенного фонда, то интерес к ним в такой ситуации, конечно, упадет».
В перспективе же отсутствие экспортной трубы на Китай грозит всероссийским дефицитом мощностей для экспорта нефти и затовариванием внутреннего рынка. С другой стороны, Россия, задерживая строительство трубопровода, рискует подвести китайских партнеров, которые надеются на поставки российской нефти.
Пока, правда, трубопроводу есть замена: еще в конце мая вице-президент ЮКОСа Михаил Елфимов и глава China Oil Ван Ли Хуа подписали соглашение о железнодорожных поставках российской нефти в Китай, а уже с 1 июня этот документ вступил в силу. В соответствии с ним ЮКОС в ближайшие три года обязался ежегодно поставлять в Китай по 2 млн тонн нефти, удвоив ранее существовавшие объемы поставок. Однако по истечении этого срока на смену цистернам должен был прийти трубопровод, а очередная затяжка с началом строительства, по словам Михаила Ходорковского, приведет к тому, что ввод трубопровода в строй «будет отнесен как минимум на 2006 год».
России эта годичная отсрочка может дорого обойтись. Она не только означает потери казны в размере около $2,4 млрд, но и создает угрозу провала подготовленной правительством «Энергетической стратегии». Внутреннее потребление нефти и увеличение мощности НПЗ в России не поспевают за ростом нефтедобычи, а отправить всю «лишнюю» нефть на экспорт будет невозможно: существующие трубопроводы не осилят, и к 2005 году в России может оказаться около 20 млн тонн «лишней» нефти.
Не выручит существующий пока только в планах и экспортный трубопровод на Мурманск. По словам вице-президента ЮКОСа Михаила Брудно, ТЭО мурманского проекта, подготовка которого, по всей видимости, будет поручена «Транснефти», будет готово не раньше 2004 года. Значит, к 2005 году этот трубопровод также не будет готов.