«Масхадов готов к переговорам без предварительных условий», — сообщил в интервью «Интерфаксу» его представитель в Москве Саламбек Маигов. Причем, по словам Маигова, это прямое доказательство того, что Масхадов сделал выбор в пользу компромиссного варианта урегулирования чеченской проблемы. «Я общаюсь с Масхадовым и из бесед с ним сделал вывод, что сейчас не стоит вопрос об отделении Чечни. Речь идет о более компромиссном варианте», — подчеркнул Маигов.
Суть масхадовского плана он раскрывать не стал, напомнив только о положительном отношении лидера сепаратистов к предложениям, одобренным в Лихтенштейне. Так называемый «план Лихтенштейна» появился в прошлом году, когда в маленьком европейском княжестве при поддержке Американского комитета за мир прошла встреча по проблеме урегулирования ситуации в Чечне.
Со стороны Масхадова в ней участвовал Ахмед Закаев. Суть этого плана заключается в том, что Чечня должна получить статус широкой автономии в составе России.
«Масхадов не раз говорил о приемлемости мирного плана, который был разработан в Лихтенштейне, где статус Чечни формулировался как международная автономия в составе России. В этом случае автономия будет обеспечена гарантиями не изменения своего статуса международным сообществом – ООН или США», — цитирует Маигова «Интерфакс».
Впрочем, Масхадов не первый раз объявляет о своей готовности к переговорам. Так, в прошлом году он написал Владимиру Путину обращение о необходимости прекратить боевые действия в Чечне и возобновить диалог. В ответ помощник президента Сергей Ястржембский заявил, что федеральные власти открыты для диалога с представителями Масхадова. «Ничто не мешает Ахмеду Закаеву выйти на контакт с полпредом в Южном федеральном округе Виктором Казанцевым. Не надо ломиться в открытую дверь», — подчеркнул тогда Ястржембский.
«Ему предлагали переговоры. Он отказался. Сейчас никаких переговоров не будет», — заявил «Газете.Ru» представитель постпредства Чечни в Москве профессор Эди Исаев. «С кем он собирается договариваться? С Путиным? С Кадыровым? Пусть объяснит», — недоумевал Исаев. По его словам, для Масхадова существует только один вариант.
«Он должен сложить оружие и публично извиниться перед чеченским народом», — подчеркнул представитель постпредства Чечни. После этого его судьбу будет решать суд.
Исаев заметил, что переговоры с Масхадовым невозможны, в том числе и по той причине, что механизм урегулирования уже запущен. «Обращение Путина чеченский народ воспринял отлично, проведен референдум, в этом году состоятся выборы, объявлена амнистия», — перечислил успехи Исаев. К тому же о широкой автономии для Чечни и подготовке договора о разграничении полномочий Путин заявил в послании Федеральному собранию. По мнению Исаева, это уже «большой прогресс». Так что готовность Масхадова к переговорам и компромиссу ни новым властям в Чечне, ни Кремлю уже не нужна. Но им нужен сам Масхадов, живой или мертвый, чтобы он меньше будоражил общественное мнение, отвлекая его от процесса нормализации ситуации в Чечне.