Сегодняшняя Москва – город явного изобилия и потаенных дефицитов. Казалось бы, чего здесь ни хватишься – все есть, но путешествие по внутриструктурным лабиринтам нередко заводит в тупик. В частности, Москве ощутимо не хватает оборудованных выставочных площадок, которые бы не были к тому же дискредитированы официозом или неразборчивостью хозяйских связей. Репутация – дело наживное, поэтому не возьмемся прогнозировать, станет ли Центр современного искусства «М’АРС» козырной картой в московском раскладе. Сообщим только, что новый очаг культуры близ Сретенки в мае введен в строй, что технические его параметры могут вызвать зависть любого галериста и что директор ЦСИ Наталья Косолапова смотрит в будущее с решительностью и оптимизмом.
Выставочный комплекс возводился с середины 90-х, что отняло максимум сил и средств. В последние годы галерея «M’АРС» почти не фигурировала на столичной арт-сцене, и нынешний старт можно считать вторым рождением. Новый имидж, судя по всему, будет откорректирован относительно прежнего. Пока заметны два главных отличия: упор делается на молодежь, а не на ветеранов; российский контекст замещается интернациональным. Оба симптома наглядно отражены в выставке International Young Art, апофеозом которой должен стать запланированный на 25 июня аукцион.
Акция проводится в партнерстве с международной компанией ArtLink, ранее в экспансии на российских просторах не замеченной. Президент компании Таль Данай рассчитывает привить общественности, в том числе и нашей, вкус к потреблению актуальной художественной продукции.
Аукционы современного искусства по городам планеты – фирменное артлинковское блюдо, хотя меню этим не ограничивается: можно вспомнить еще регулярные онлайновые продажи. Сотрудничество с аукционным домом Sotheby’s позволило поставить программу поиска и продвижения молодых талантов на прочную основу.
Эта «фабрика звезд» не гарантирует, разумеется, что все выдвиженцы станут звездами реальными, зато возрастают шансы на продолжение карьеры каждым из них. В разговоре г-н Данай привел такие цифры: в США через десять лет после выпуска из учебных заведений лишь около 1% художников остаются в профессии. Вряд ли в других странах статистика веселее. Успешный старт – половина дела, потому у молодежных проектов ArtLink всегда высокий конкурс. К примеру, для участия в программе этого года предлагались 20 тысяч произведений, из которых отобраны 243.
Нынешний аукцион передвигается по маршруту Тель-Авив – Амстердам – Москва. Без российской специфики не обошлось: к нам прибыла выставка не из подлинников, а из качественных компьютерных принтов. Объяснение простое и, увы, привычное: здешнее таможенное законодательство ставит арт-бизнес в условия недопустимого риска. Если вы ввозите произведения искусства с целью продажи, вам придется заплатить пошлину, исходя из допущения, что все они будут реализованы. Такая уверенность, тем более с учетом неразработанности российского рынка, может возникнуть только у клинических идиотов, к числу которых организаторы себя не относят. Посему первый артлинковский аукцион превращается в «торговлю по образцам»: оплатил полюбившуюся репродукцию – со временем получил из-за границы оригинал. Сами постеры, впрочем, тоже могут обрести владельцев – по ценам на порядок ниже.
Особенность коллекции в том, что многие копии ничем не хуже оригиналов. Или оригиналы не лучше копий, кому как больше нравится. Все, что касается компьютерной графики и художественной фотографии, проходит именно по этому разряду.
Новомодное искусство принципиально тиражируемо и мало рассчитано на вечность, оно скорее подвизается в роли экстравагантного украшения интерьера. Средний класс на Западе хорошо усвоил эту функцию современных художеств и готов платить за соответствие картинок в офисе сегодняшним стандартам.
Наши уловили про автомобили представительского класса и про референтов с тремя языками, насчет эстетических категорий пока не догоняют. Здесь ArtLink отчасти рискует, но Таль Данай уверен в перспективности и потенциальной емкости местного рынка. И понять его легко: а куда они денутся, эти странные, но все более предсказуемые русские?
Центр современного искусства «M’АРС» (Пушкарев пер., 5), до 30 июля.