Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Маэстро из Прислонихи

Большой персональной выставкой Академия художеств почтила 110-летие одного из своих былых корифеев – Аркадия Пластова.

В народном сознании этот художник оставил неизгладимый след, что отчасти даже выразилось в фольклоре: до сих пор можно услышать выражение «ужин трактористов» применительно к полуночной попойке и формулировку «фашист пролетел», когда речь заходит о последствиях. Не одно поколение советских школьников прилежно таращилось в репродукции, воспитывая в себе патриотические чувства на примере пластовских произведений.

Свою творческую жизнь автор посвятил воспеванию российской деревни, то есть изображению бесконечных кузнецов, пасечников и ветеринаров, а также видов на избушки или жнивье. Чтобы материал всегда был под рукой, он на многие годы обосновался в своем родном селе Прислониха Ульяновской области, впрочем, не забывая наезжать в Москву на вернисажи своих выставок и за получением всевозможных наград вроде Государственной или Ленинской премий. Давнишний миф гласит, что Аркадий Пластов – замечательный живописец и что сделался он таковым благодаря тесной связи с народной и природной жизнью. Следует сказать, миф этот выставкой в Академии не очень-то подтверждается, хотя собраны на ней едва ли не все хрестоматийные работы: существенную поддержку семейным архивам оказали крупнейшие российские музеи, начиная с Третьяковки и Русского, даже из Минска прибыло философское полотно «Смерть дерева».

На поверку и вблизи пластовская живопись оказывается довольно рыхлой и постной. Отвлекаясь от сюжетов, которые и сами по себе не блеск, с трудом находишь на картинах привлекательные фрагменты – те, что могли бы вызвать интерес с точки зрения цветовых отношений или технологической виртуозности. А это нехороший признак, намекающий то ли на отсутствие у автора высокого дарования, то ли на заведомое его пренебрежение качеством. Единицы вещей вызывают восторг, как, например, небольшое темноватое «Рождество»: изображение только что явившегося на свет теленка на фоне мрачного хлева напоминает о рембрандтовских композициях. Большей же частью и во всем диапазоне от трагедии до лирики – более или менее свободный мазок, лишенный нерва и напряжения. Пожалуй, творчеству Пластова не грозит ренессанс, даже если изменится политическая и эстетическая конъюнктура. Хотя в чем можно быть уверенным…

Новости и материалы
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
В Бишкеке оцепили улицу, где местные жители собрались после драки с иностранцами
США не подталкивают Киев к нанесению ударов по территории РФ
Danone завершила продажу своих активов российской «Вамин Р»
У здания калининградского суда подрались участницы процесса
Бывший гендиректор «Ростова» задал острый вопрос РФС
Лесная братва: ученые выяснили, кто из зверей чаще всего промышляет воровством
«Зенит» может вернуть своего бывшего вратаря
Над Белгородской областью сбит украинский беспилотник
Все новости