Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Дионисий в томате

Москве представили первую «персональную выставку одного из «большой тройки»» великих русских иконописцев.

Открывшаяся в Третьяковке на Крымском валу выставка «Дионисий, «живописец пресловущий»», посвящена 500-летнему юбилею. В сентябре 1502 года Дионисий «с чадами», сыновьями Владимиром и Феодосием, завершил роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря. По некоторым данным, работа была завершена в рекордно короткие сроки — за один месяц и два дня. Казалось бы, событие довольно тривиальное: мало ли церквей расписывали иконописцы? Великий предшественник Дионисия Феофан Грек, если верить Епифанию, к концу своей жизни расписал более 40 церквей в разных землях и странах.

Возможно, дело в том, что ферапонтовские фрески – едва ли не единственная роспись того времени, дошедшая до нас почти полностью и никогда не записывавшаяся последующими поколениями богомазов. Кто знает, каких росписей мы лишились навсегда? От русского средневековья до нас дошло очень и очень мало, и ажиотаж вокруг немногочисленных находок частенько заставляет вспомнить Джерома с его рассуждениями о находке через века статуэтки фарфоровой собачки с его камина, которую всем лень выбросить. Собачка, дескать, будет объявлена величайшей мировой ценностью, и в историографии его время будет называться «эпоха фарфоровых собачек».

Однако юбилей росписи Ферапонтова монастыря — событие мирового значения безо всяких преувеличений. Приравнять эпоху Дионисия к «эре собачки» язык не повернется даже не потому, что влияние творчества мастера на русское искусство прослеживается минимум до середины следующего столетия. Работы Дионисия еще при его жизни считались настолько ценными, что сильные мира сего решали с их помощью свои проблемы. К примеру, известный церковный деятель Иосиф Волоцкий, желая помириться с тверским князем Феодором Борисовичем, «начат князя мздою утешати, и посла к нему иконы Рублева письма и Дионисиева».

Дионисием, последним из «большой тройки» русских иконописцев, завершился золотой век русской иконы. Дальше это искусство пойдет «с горы». Организаторы же попытались, как было заявлено на открытии, сделать «первую персональную выставку древнерусского художника» такого уровня. Стремление более чем похвальное, ведь выросло уже поколение, никогда не видевшее всего Дионисия под одной крышей. И то в Петербурге: последняя подобная выставка, «Дионисий и московское искусство рубежа XV--XVI вв.» прошла в Русском музее 21 год назад, в 1981 году.

Что же получилось в итоге?

Усилиями 16 музеев и библиотек в Третьяковке собрали практически всего (не хватает только двух храмовых икон из Ферапонтового монастыря) Дионисия и «возможно Дионисия». В экспозиции 50 икон, 8 рукописных книг, 5 произведений лицевого шитья и около 50 копий фресок.

Этого более чем достаточно. Все-таки воспринимать икону много сложнее, нежели произведения живописи, и такое количество экспонатов просто подавляет зрителя. Авторы выставки, заявив о том, что «стремились показать наиболее бесспорные работы Дионисия и его ближайших последователей», отнюдь не всегда выдерживали этот принцип. Как вам такая мотивировка «бесспорности» работ: «Вероятно, по заказу того же архиепископа Вассиана были исполнены три деисусные иконы, происходящие из Ростовского Борисо-Глебского монастыря; нельзя также исключить, что в создании этого деисусного чина принимали участие те же мастера, которые работали вместе с Дионисием в Москве»?

Но если бы самым большим недостатком была перегруженность экспозиции… На открытии организаторы сказали много теплых слов в адрес дизайнера.

После открытия специалисты дизайнера «излаяша матерно», и это отнюдь не фигура речи.

Все-таки иконы создаются в расчете на определенное цветовое пространство. Бог ведает, в какой церкви дизайнер видел бордово-красный цвет, на фоне которого вывешены все иконы, но с тем же успехом можно было экспонировать Дионисия на кремлевской стене – было бы очень похоже.

Поэтому все-таки лучшая «персональная выставка» Дионисия находится там же, где и была, – в Вологодской области, в Ферапонтовом монастыре. Но перед тем как ехать в Рождественский собор, Третьяковку все-таки лучше посетить: кто знает, сколько поколений нам еще придется ждать «полного» Дионисия?

Выставка продлится до 2 февраля.

Новости и материалы
Премьер Японии дал указания в связи планом КНДР запустить спутник
В Липецкой области ввели режим воздушной опасности
Россия и Китай укрепят отношения со странами Юга на саммитах БРИКС и ШОС
Российский оператор FPV-дронов побил достижение советского снайпера Зайцева
В Евросоюзе назвали главных проигравших от конфликта на Украине
Северная Корея предупредила Японию о планах запустить спутник
Россиянам рассказали о лайфхаках, как быстро подкачать язык перед путешествием
ЦАХАЛ ликвидировал главу штаба ХАМАС на Западном берегу Иордана
В Курской области объявили опасность атаки дронов
Опасность атаки БПЛА объявили в Воронежской области
Аналитик раскритиковал Зеленского за подход к саммиту в Швейцарии
Зурабишвили предложила оппозиции подписать план будущих реформ в Грузии
Прокуратура проверит, почему в Пулково автомобиль подрезал самолет
Еврокомиссия уточнила санкции в отношении российских СМИ
Родители 11-классников стали реже испытывать стресс из-за ЕГЭ
Гладков рассказал о пострадавших в результате обстрелов ВСУ Белгородской области
Утечки в Минобороны Британии многократно выросли
Назван надежный кроссовер за 2 млн рублей, о котором не знают россияне
Все новости