Деньги дебютантам: Путин поручил помочь кинематографистам

Путин поручил увеличить финансирование кинодебютов

Илья Курбов
Президент России Владимир Путин во время посещения Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК), октябрь 2019 года Алексей Никольский/Пресс-служба президента России/ТАСС
В соответствии с новым поручением президента России Владимира Путина, все режиссеры-выпускники российских киновузов смогут рассчитывать на полную господдержку своих дебютных работ вне зависимости от метража. «Газета.Ru» рассказывает, как власть пыталась помочь российским кинематографистам в последние годы, и что из этого вышло.

Президент России Владимир Путин дал поручение правительству заняться подготовкой законопроекта о предоставлении полного государственного субсидирования дебютных фильмов режиссеров-выпускников федеральных высших учебных кинематографических заведений.

Как сообщается на сайте главы государства, новые положения федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» должны будут распространяться на выпускников киновузов в течение пяти лет после получения ими профильного образования.

В соответствии с нововведениями, они смогут рассчитывать на полную финансовую поддержку со стороны государства при создании и прокате дебютных национальных фильмов, анимационных фильмов, а также документальных и научно-популярных фильмов вне зависимости от их метража. Соответствующее распоряжение президент дал правительству по итогам встречи с преподавателями и студентами Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова, которая прошла 17 октября.

Помимо этого, глава государства дал поручение подготовить и внести в Госдуму законопроект о возможности получения будущими режиссерами, дирижерами и композиторами бесплатного второго высшего образования на конкурсной основе.

За последние годы эти поручения президента стали не первой попыткой властей создать правовые инструменты регулирования и поддержки отечественного кинематографа. Так, в июле 2018 года депутаты Госдумы приняли законопроект «О господдержке кинематографии», вызвавший волну критики со стороны представителей профессионального сообщества.

Законопроект определял понятие кинофестиваля и ужесточал процедуру организации кинопоказов. В соответствии с новыми поправками, фестивалям разрешалось демонстрировать иностранные фильмы без прокатных удостоверений, только если те вышли не больше года назад.

Самих организаторов при этом обязывали покупать прокатное удостоверение для показа старых фильмов в программах ретроспектив и неконкурсных фестивалей, что также ставило под вопрос деятельность компаний, занимающихся авторским и некоммерческим кинематографом, показом спектаклей, организацией показов киноклассики в рамках культурных проектов, а также работу специализированных кинотеатров.

«Под видом благой инициативы законопроект на деле обрушивает многолетнюю культурную, просветительскую и образовательную работу киноиндустрии», — говорилось в письме владельцев кинотеатральных сетей и организаторов кинофестивалей, опубликованном в «Коммерсанте».

В результате, уже в ноябре депутаты приняли к закону ряд смягчающих поправок, с учетом «особенностей и разнообразия современного кинофестивального движения» в России.

«Многие фестивальные фильмы не имеют дальнейшей прокатной судьбы, а несут исключительно культурно-просветительскую и образовательную функцию. Закон определяет дополнительные критерии, при соответствии которым не будет требоваться получение прокатного удостоверения на показ фильма на проводимом на территории Российской Федерации международном кинофестивале», — говорилось в заявлении на сайте комитета Госдумы по культуре.

Помимо этого, время от времени у законодателей возникает желание ограничить прокат в России иностранного кино и закрепить долю российских фильмов путем введения квот — с подобной инициативой в Госдуме в 2012 году выступал депутат от ЛДПР, член комитета по культуре Дмитрий Литвинцев, а в 2013 — вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк.

Однако попытки вмешаться в деятельность киноиндустрии на законодательном уровне пока что не смогли помочь росту финансовых показателей отечественного производителя, а лишь раз за разом вызывали возмущение работников этой сферы.

Зато в ходе проверки Счетной палаты, организованной в Фонде кино, были зафиксированы проблемы, которые уже давно были предметом обсуждения обычных зрителей, режиссеров, продюсеров и кинокритиков. Во-первых, непрозрачность схем предоставления господдержки, рискующая обернуться конфликтом интересов, а во-вторых — нецелевое использование рядом компаний полученных субсидий, часть из которых «осела» в фирмах, зарегистрированных на Кипре.

Что касается новой инициативы, то в ней пока не обозначены методы контроля прозрачности выдачи государственных субсидий режиссерам-дебютантам. Пока не будет ясен механизм исполнения поправок, не исключено, что может повториться история с Фондом кино.

При этом, если взглянуть на цели и задачи, которые ставит перед собой Фонд кино (их можно посмотреть на официальном сайте организации), то можно увидеть, что почти все они реализуются в том или ином виде. Фонд поддерживает производителей и прокатчиков, поддерживает мастеров кино, аккумулирует финансовые средства для развития кинематографии, а также содействует проводимым социально-экономическим программам.

Как это ни странно, выполнение этих задач совсем не помогает достижению обозначенных целей Фонда — повышение конкурентоспособности российского кинематографа и его популяризация в России и за рубежом.

«Правительство ставит перед фондом одну и совершенно конкретную задачу: увеличить долю, сборы, быть экономически эффективным», — говорил советник президента России по культуре Владимир Толстой, отвечая на критику в адрес Фонда кино на расширенном заседании Общественного совета в Министерстве культуры.

При этом в 2019 году общие сборы десяти наиболее убыточных российских фильмов, на которые Фонд кино выделил 1 млрд безвозвратных государственных средств, составили менее 1,1 млрд рублей при суммарном бюджете в 6,7 млрд рублей (подробнее читайте в нашем материале).

Внимание к финансовым показателям Фонда кино выросло также после решения открыть базу данных о господдержке кинематографистов. Помимо информации об увидевших свет проектах и текущем производстве, там также были размещены данные о фильмах, получивших бюджетные средства, однако так и не появившихся в прокате, что вызвало серьезные вопросы у множества критиков фонда.

Тем не менее, сложившаяся ситуация вряд ли всерьез повлияет на политику Министерства культуры в отношении кинематографа — во всяком случае, до тех пор, пока его глава говорит, что Фонд кино ни за что не поддержал бы такой фильм, как «Джокер» Тодда Филлипса, который смог потягаться в чистой прибыли с суперблокбастером «Мстители: Финал» при бюджете в $55 млн.