Денис Драгунский о мужестве
честно вглядеться в лица
своих предков

За дефицит бюджета заплатит народ

Минфину не хватает денег для финансирования расходов бюджета

Александр Орлов, Карина Романова, Алексей Топалов, Рустем Фаляхов 01.07.2014, 19:50
Министр финансов РФ Антон Силуанов ИТАР-ТАСС
Министр финансов РФ Антон Силуанов

Возможности государства финансировать расходы бюджета исчерпаны, признал во вторник министр финансов РФ Антон Силуанов. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, Минфин выступил с рядом инициатив, которые должны увеличить доходы бюджета. Платить за расточительность правительства в конечном счете будут граждане и бизнес.

Минфин планирует увеличить доходы бюджета в 2015 году. Для этого ведомство Антона Силуанова предлагает увеличить размер акциза на табак, ввести пошлину для «Газпрома» на экспорт газа в Турцию, а также вернуть налог с продаж.

Дефицит региональных бюджетов закроют граждане

Министерство финансов рассматривает возможность наделить регионы правом вводить налог с продаж в размере до 3%. Об этом во вторник в преддверии заседания комиссии по бюджетным проектировкам заявил глава Минфина Антон Силуанов.

По словам министра, налог с продаж сконцентрируется в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, где есть крупные торговые сети. «Это около 200 млрд руб. для субъектов Российской Федерации», — уточнил министр.

Налог с продаж (НСП) — косвенный налог, взимаемый с покупателей в момент приобретения ими товаров либо услуг. Как правило, рассчитывается как доля от стоимости товара или услуги.

Налог с продаж вводился в России дважды. В первый раз НСП в размере 5% был введен в 1991 году в качестве замены существовавшему ранее налогу с оборота. Собранные средства пошли на стабилизацию денежного обращения в СССР, а также обеспечение программы поддержки малообеспеченного населения.

После распада СССР НСП был заменен налогом на добавленную стоимость. Однако уже в 1998 году правительство разрешило регионам самостоятельно принимать решение о введении налога с продаж на своей территории в диапазоне от 0 до 5%. При этом сборы от НСП делились между региональными и муниципальными бюджетами в пропорции 40 на 60.

Введение НСП вызвало недовольство со стороны российского бизнеса. Ряд предпринимателей обратились в Конституционной суд (КС) с просьбой оценить введенный налог.

В январе 2003 года КС постановил, что НСП нарушает конституционный принцип равного налогового бремени и создает дополнительные преимущества для юридических лиц, работающих по безналичному расчету. В итоге с 1 января 2004 года налог с продаж был отменен.

Вопрос о возвращении НСП был снова поднят в 2012 году. Тогда вице-премьер Аркадий Дворкович высказался за идею замены НДС на налог с продаж, а также сообщил, что в правительстве уже прорабатываются такие варианты. Однако заявление Дворковича не было поддержано профильными министерствами. Тогдашний глава Министерства финансов Алексей Кудрин выступил с критикой предложения Дворковича и пообещал, что не допустит замены НДС на НСП. С аналогичной позиции выступило и Минэкономразвития. Возглавлявшая министерство Эльвира Набиуллина отметила, что в России должно быть меньше налогов на деятельность и больше на имущество.

«Сейчас доходы регионов серьезно сократились, в результате в их бюджетах образовался разрыв в 2% от ВВП, не считая расходов на выполнение майских указов президента, — рассказал «Газете.Ru» директор Центра исследований региональных реформ ИПЭИ РАНХиГС Александр Дерюгин. — Средств для покрытия этого разрыва у Минфина нет. В то же время отказаться от реализации крупных инфраструктурных проектов в регионах тоже нельзя. В результате в отсутствие других источников пополнения бюджетов единственным возможным выходом остается увеличение налогового бремени».

«С введением налога с продаж однозначно вырастут цены, минимум на 3%», — заявил «Газете.Ru» гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

К тому же рост цен скажется не только на потребителях, но и на продавцах. «Учитывая, что население у нас не становится богаче, ритейлеры могут пострадать в случае сокращения потребления, спроса среди населения, — утверждает Бурмистров. — Точно возникнут проблемы со сбором налогов с малой розницы и с частных предпринимателей, например, там, где не используются кассовые аппараты».

Против нового налога высказываются и ритейлеры. «Налог с розничных продаж в конечном итоге неизбежно ляжет на потребителей. Крупные розничные сети — это совершенно прозрачные, законопослушные компании, которые на 100% платят все налоги и, работая в условиях жесткой конкуренции, оперируют с минимальной маржой, их рентабельность составляет 1–3%. Иного решения, кроме как перенести дополнительное налоговое бремя в розничную цену, у них нет, — пояснил «Газете.Ru» президент ГК «ДИКСИ» Илья Якубсон. — В последние годы доля таких сетей неуклонно растет, что по многим причинам благо для экономики, в том числе как главный инструмент сдерживания инфляции. Введение дополнительного налога — неизбежный вклад в разгон инфляции и, как следствие, снижение уровня жизни простых граждан».

Впрочем, пока предложение министра финансов еще не вынесено на обсуждение в правительстве. «Если Минфин решит вынести эту тему на уровень правительственного обсуждения, то ее будут обсуждать», — сообщил представитель секретариата первого вице-премьера России Игоря Шувалова.

Здоровье нации поддержат рублем

Помимо введения налога с продаж в Минфине также рассматривают возможность увеличения акциза на табачную продукцию. «Мы говорим об увеличении индексации ставок на табачную продукцию, на сигареты более дорогого сегмента», — сказал Силуанов об одном из предложений Минфина.

Министр финансов не уточнил, насколько планируется поднять акцизы.

Акцизы на табачную продукцию увеличиваются регулярно. В среднем в последние семь лет годовой рост составлял от 20 до 40%. Если в 2007 году ставка налога на 1000 сигарет составляла не менее 115 руб., то в 2016 году размер минимального акциза должен возрасти до 1600 руб.

В 2017 году ставка акцизов на табачную продукцию будет вновь проиндексирована на 10%. В результате минимальная стоимость акциза на сигареты и папиросы достигнет 1760 руб. за 1000 штук, а цена самой дешевой пачки сигарет составит 74 рубля.

Таким образом, за 10 лет акциз на сигареты увеличится почти в 14 раз.

Новое увеличение акциза может отрицательно сказаться на отрасли, а также увеличить долю контрафактной продукции, предупреждают в табачных компаниях. «Повышение налогов приведет к росту цен и ударит в первую очередь по простым курильщикам. По предложенной Минфином схеме пачка сигарет в следующем году в среднем подорожает до 71 рубля – на 11, а не на 6 рублей, как планировалось раньше, — заявил «Газете.Ru» директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. — Доходы россиян не растут такими темпами, а значит, курильщики будут искать более дешевую продукцию. Резкое повышение цен спровоцирует рост контрафакта, контрабанды и нелегальных поставок сигарет из соседних стран, ведь российские цены станут уже вдвое выше белорусских и казахстанских». При этом, как отмечает Лютый, дополнительное повышение налогов противоречит политике России по гармонизации табачных акцизов с соседями.

Иного мнения придерживаются эксперты. «Повышение акцизов — самая эффективная мера по борьбе с табаком», — уверен юрист Антитабачной коалиции общественных организаций Виктор Зыков. А глава Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин считает жалобы табачной индустрии необоснованными.

За последние полгода доля контрафактной табачной продукции возросла в 2,5 раза, говорится в исследовании «TNS Россия». В прошлом году в России было продано больше 31,5 млн пачек поддельных сигарет. Однако данные первого квартала говорят, что в этом году можно ожидать увеличения оборота до 80 млн пачек. По оценке экспертов, в случае реализации такого объема контрафактной продукции в России финансовые потери бюджета составят более 2 млрд руб. налогов. В то же время на российский рынок продолжает поступать продукция из Белоруссии и Казахстана, где из-за более низких акцизов сигареты стоят дешевле.

Национальное достояние поправит национальное состояние

Помимо потребителей, ритейлеров и табачных компаний новые предложения Минфина коснутся и «Газпрома». В частности, речь идет о введении акциза на газ, экспортируемый в Турцию по трубопроводу «Голубой поток».

«Он сейчас идет без пошлины, без акциза, а окупаемость этого трубопровода уже достигнута», — сказал Силуанов. По его словам, речь идет не о повышении цены на газ для Турции, а о чисто фискальных мерах, которые могут принести бюджету около 40 млрд руб. ежегодно.

Газопровод «Голубой поток» протяженностью 1213 км и мощностью 16 млрд кубометров был построен в рамках российско-турецкого соглашения, по которому Россия должна поставить в Турцию 364,5 млрд кубометров газа в 2000–2025 годах. Строительство газопровода осуществлялось российско-итальянской компанией, которой в равных долях владели «Газпром» и итальянская Eni, а затраты на строительство составили $3,2 млрд. Коммерческие поставки российского природного газа по «Голубому потоку» в Турцию начались в феврале 2003 года.

В прошлом году по «Голубому потоку» было поставлено 13,7 млрд кубометров газа. При цене для Турции около $400 за 1 тыс. кубометров в 2013 году поставки по этой трубе принесли «Газпрому» около $5,5 млрд.

Межправительственное соглашение между Россией и Турцией предусматривает, что поставляемый по «Голубому потоку» газ не облагается экспортной пошлиной в размере 30% от стоимости до тех пор, пока проект не выйдет на окупаемость.

Однако в Министерстве финансов уверены, что «Газпром» уже вернул вложенные в строительство средства и теперь должен платить экспортную пошлину.

«Если экспортная пошлина будет возвращена, бюджет может получить даже больше, чем 40 млрд руб. в год, — заявил «Газете.Ru» аналитик «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Кокин. — С точки зрения Минфина возврат экспортной пошлины для «Голубого потока», безусловно, имеет смысл. Однако для «Газпрома» это будет означать потерю около 3% EBITDA (прибыли без учета налога и амортизации) в год. «Газпром» наверняка будет протестовать, компания может апеллировать к тому, что ей нужны средства на строительство инфраструктуры для поставок в Китай».