Баловень судьбы: Клоду Лелушу — 80

Французскому режиссеру Клоду Лелушу исполнилось 80 лет

Ксения Кислицына
Клод Лелуш Lionel Cironneau/AP
«Мужчина и женщина», «Баловень судьбы», «Отверженные», «Вся жизнь» — культовый французский режиссер, сценарист, актер Клод Лелуш отмечает 80-летие. «Газета.Ru» рассказывает о самых заметных работах знаменитого кинорежиссера.

Мужчина и женщина (1966)

Кадр из фильма \«Мужчина и женщина\» (1966) Les Films 13

Лирическая и необыкновенно красивая история о любви имела ошеломительный успех, открыла миру «французский кинематограф», стала победителем Каннского фестиваля и обладателем двух «Оскаров» — за лучший фильм на иностранном языке и лучший оригинальный сценарий.

28-летний Лелуш в этой картине выступил не только как режиссер, но и как автор сценария, продюсер и оператор картины. Главные роли исполнили Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме.

«Звонит телефон. Это из Елисейского дворца. Мне сообщают, что президент Республики и его супруга выразили желание увидеть «Мужчину и женщину» и что я приглашен на просмотр. Он состоится в малом зале президентского дворца в присутствии трех зрителей: Шарля де Голля, Ивонны де Голль и… меня, сидящего между ними. Я чувствую себя неловко, — вспоминал позднее в своей книге «Баловень судьбы» Лелуш. — ...Я поражен непосредственностью, если не сказать — наивностью, какую он обнаруживает на просмотре моего фильма, иногда задавая мне поразительные вопросы, вроде, например, следующего: «А какой породы эта собака?» (Та, что бегает по пляжу.) Или же по поводу «Форда-мустанга» Трентиньяна: «Это, правда, хорошая машина?» Он также делает замечания вроде следующего: «Давненько я не бывал в Довиле…». Госпожа де Голль молчит, но украдкой смахивает слезу. Когда зажегся свет, оба тепло меня поздравили».

Картина, рассказывающая о любви двух одиноких людей, потерявших супругов, — автогонщика и помощника режиссера — стала легендой для нескольких поколений и классикой мирового кинематографа. Черно-белые кадры чередуются с цветными, герои немногословны, а мимике и жестам уделяется особенное внимание.

«Создавалась картина необычно. Диалоги целиком импровизировались и снимались, как хроника. Дублей не делали. Если казалось, что сцена неудачна, то от нее отказывались и снимали другую», — вспоминал, в свою очередь, Жан-Луи Трентиньян.

«C Новым годом» (1973)

Кадр из фильма \«С Новым годом\» (1973) Les Films 13

В картине «С Новым годом» Клод Лелуш удачно соединил криминальную ленту с комедией и любовной историей. В центре сюжетной линии — сбежавший из тюрьмы Симон, планирующий ограбление магазина. Герой неожиданно влюбляется в очаровательную владелицу антикварной лавки, которая находится по соседству с местом ограбления.

Картина получила награды за лучшую женскую и мужскую роли на XXI международном фестивале в Сан-Себастьяне.

«Баловень судьбы» (1988)

Кадр из фильма \«Баловень судьбы\» (1988) Les Films 13

Фильм «Баловень судьбы» получил две премии «Сезар» — за главную мужскую роль (Жан-Поль Бельмондо) и за музыку к фильму (композитор Франсис Ле). Для Бельмондо роль Сэма Лиона, уставшего, скучающего, успешного бизнесмена, отправившегося в путешествие на яхте к берегам Африки, стала попыткой изменить сложившееся амплуа.

А режиссеру картина вернула контакт со зрителем, который, как ему казалось, был утерян.

«Наконец-то мы со зрителями совпали: «Баловень судьбы» собирает полный зал… Этот фильм, который так дорого мне стоил, заключает в себе нечто истинное, что не ускользает от зрителей», — писал Лелуш.

«Отверженные» (1995)

Кадр из фильма \«Отверженные\» (1995) Les Films 13

Снятый по мотивам романа-эпопеи Виктора Гюго фильм «Отверженные» был удостоен премии «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм Лелуша считается самой вольной экранизацией Гюго. Он не только переносит действие романа в наши дни, но и почти целиком меняет сюжет, выстраивая повествование вокруг Анри Фортена и его сына Роджера — роли обоих героев сыграл Жан-Поль Бельмондо. В ленте также снимались Жан Маре и Анни Жирардо.

«Мне кажется, я живу с «Отверженными» в душе всю свою жизнь. С той самой ночи в 1942 году, когда мама в поезде в первый раз рассказала мне эту историю людей добрых и людей злых — последними в тот момент казались немцы, — вспоминал режиссер в книге «Баловень судьбы». — Научившись читать, я прочел и роман. Еще позже я перечитал его за несколько дней, проведенных в карцере во время армейской службы. Величественный и простой язык Гюго всегда находил во мне восторженный отклик. Его герои говорили мне так много. Они всегда казались мне в известном смысле сутью рода человеческого. А их история с ее необыкновенным накалом чувств представлялась актуальной во все времена. ...Именно вселенская необъятность «Отверженных» позволяет мне подойти к этому роману с уважительной вольностью. …Временами рискованные вольности моей экранизации, свободное обращение с диалогами, которое я себе позволяю, пугают меня самого».

«Железнодорожный роман» (2007)

Кадр из фильма \«Железнодорожный роман\» (2007) Les Films 13

Премьера одного из последних фильмов Лелуша «Железнодорожный роман» состоялась в 2007 году на Каннском фестивале. Картина также стала фильмом закрытия и одной из самых громких премьер 29-го Московского международного кинофестиваля.

Роль главной героини — известной писательницы Юдит Ралитцер, у которой при загадочных обстоятельствах пропадает секретарь Пьер Лакло, — играет Фанни Ардан. Она опровергает все обвинения против себя и рассказывает непростую историю взаимоотношений. Картинка меняется: из тюрьмы совершает побег серийный убийца, а школьный учитель исчезает, оставив дома жену и детей. Парикмахер Югетта ссорится с женихом Полем и просит незнакомца, который предлагает ее подвезти, притвориться своим избранником во время знакомства с родителями.

По словам режиссера, в своем фильме он обращается к внутреннему миру человека, так как в современном мире придается слишком большое внимание всему внешнему и поверхностному.