Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Сейчас меры принимаются только после выпадения снега»

Как проектировать улицы, чтобы пешеходы не скользили

После вчерашнего аномального дождя и последующего резкого похолодания улицы Москвы в очередной раз превратились в один сплошной каток. «Газета.Ru» поговорила с архитектором КБ «Стрелка» Яной Козак о причинах обледенения дорог, особенностях национального асфальта и о том, можно ли решить одну из вечных российских бед хотя бы в холодное время года.

— Москва — не единственный город, который зимует в условиях умеренно континентального климата. Как с этим справляются другие столицы?

— Для покрытия дорог другие страны сразу применяют материалы с шероховатой поверхностью — это асфальтобетон, бетон, натуральный камень. На самых популярных участках дорог используют геотермальные технологии обогрева дорог: под проезжую часть и мостовую закладывают трубки, по которым идет горячая жидкость, или проводят слабый ток через бетонные плиты, которые содержат металлическую стружку.

— Что не так с другими покрытиями?

— В странах с особенно низкими температурами зимой

на поверхности, не пропускающей воду, мгновенно появляется скользкая ледяная корка.

С этим ничего не поделать. Единственный выход — превратить гладкую поверхность в шершавую, например, с помощью песка или гранитной крошки. Тогда и подошва обуви, и колеса машин не будут скользить.

— Обсуждая московский контекст, все винят воду, которая задерживается на дорожном покрытии и замерзает, в результате чего и образуется ледяная корка. Какие правила проектирования тротуаров помогли бы этого избежать?

— Есть общие правила проектирования. Одно из них — правильный выбор материалов, которые отвечают определенному ряду требований, среди них обработка поверхности, отсутствие швов при укладке, соблюдение уклонов. Проезжая часть и тротуары должны предусматривать отвод воды, что особенно важно для пешеходных переходов, где сегодня зачастую скапливается вода.

— Когда речь заходит о гололеде, эксперты спорят не только об эффективности и недостатках реагентов и песка, но также обсуждают преимущества различных покрытий дорог и тротуаров. Какое покрытие лучше использовать для улиц, чтобы избежать очередной критической ситуации с «оранжевым» уровнем опасности?

— На самом деле применимы все материалы, но только со своей спецификой. Гранит можно и нужно применять на улицах, но необходимо выбирать в зависимости от его структуры: либо термообработанный, либо бучардированный (механически обработанный так, чтобы поверхность была шероховатой. — «Газета.Ru»). Бетонную плитку можно использовать, если ее поверхность покрыта мелкой крошкой из натурального камня и при этом укладываться она будет вплотную. Гладкая поверхность будет легко покрываться слоем льда, тогда как плитка с грубой неровной фактурой будет улучшать сцепление. Асфальт тоже бывает разный, и для уличного покрытия подходит только тот, который имеет высокое содержание щебня на поверхности, — это сделает поверхность менее скользкой, даже если на ней образуется лед.

— А что можно поделать в сложившейся ситуации — с тем покрытием, которое уже есть?

— На мой взгляд, было бы выгоднее заложить небольшую статью расходов на инновационные влагозащитные материалы — тогда не нужно будет тратить миллионы на ликвидацию последствий. Самое простое решение борьбы с гололедицей — это водоотталкивающие средства. После такой обработки на любой поверхности образуется пленка, через которую не проникают ни грязь, ни вода, ни бензин. Вода в этом случае не растекается по поверхности, а собирается каплями: это важно, потому что в противном случае вода заполняет щели между плиткой, и в результате мы получаем идеально ровный каток. Водоотталкивающие средства задерживают даже краску — их используют в том числе и для того, чтобы защитить дорогу от несанкционированной рекламы.

Кроме того, есть технология, когда на дорожные покрытия наносят абразивный слой из смолы и мелкого щебня.

Это предотвращает образование ледяной корки и делает перемещение по дорогам и тротуарам безопаснее. Иногда в эту смесь добавляют соли, которые разрыхляют только выпавший снег и не дают дороге превратиться в каток.

Чтобы тротуары не были скользкими, можно наносить так называемые полосы противоскольжения на ступенях, пандусах и других наклонных поверхностях. Поверхность становится рифленой.

Еще один важный момент, который поможет не только справиться с последствиями ледяной катастрофы, но и предупредить ее, — это новый регламент уборки снега. Я бы рекомендовала разделить мероприятия по борьбе с гололедом на две фазы. Сейчас меры принимаются только после выпадения снега. Но можно было бы предусмотреть также использование реагентов или щебня за 24 часа до выпадения снега. Это позволит предотвратить его уплотнение и обледенение и легко счистить с поверхности. А главное, не введет город в ступор.

Что думаешь?
Загрузка