В родстве с Наполеоном и Дракулой

Не только американские, но и российские ученые изучают генетические корни и историю формирования населения

О том, что помимо Эйнштейна и Наполеона родственниками Владимира Жириновского могут быть граф Дракула и даже Адольф Гитлер, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru» вместе с генетиком Светланой Боринской.

Высказываясь о генетических корнях на заседании Госсовета по реализации нацпроектов и демографической политики, о чем можно прочитать на сайте президента России kremlin.ru, российские политики почему-то выразили уверенность в том, что раскопать эти корни могут только американские ученые.

Владимир Жириновский: «Я изучил, Владимир Владимирович, что Институт генетики у нас есть, лаборатория в Америке, анализ крови стоит дорого, зато вы узнаете, где были ваши предки 25 тысяч лет назад. Это общие предки, это Восточная Африка, потом мы ушли в Северную, потом пришли в Европу и сюда пришли. Мы же одна семья, европейцы, а нас представляют в Европе за азиатов. У меня общие корни (это не мои анализы, это американские специалисты сделали), общие корни — Альберт Эйнштейн и Наполеон».

Президент РФ Владимир Путин: «Думаю, что, как у большинства здесь собравшихся, мне неизвестны мои генетические корни, к сожалению, а обращаться к специалистам из США малоинтересно для меня, потому что неизвестно, что они мне там напишут, и в лучшем случае основателем династии будет медведь, но это самый лучший вариант».

«Конечно, не только американские специалисты могут выяснить генетические корни человека, — сказала «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики РАН Светлана Боринская. — В России работают несколько групп, которые занимаются этими проблемами.

Они изучили генетические корни и историю формирования населения российских регионов и сопредельных стран.

Результаты этих исследований опубликованы и в российских научных журналах, и в самых престижных международных.

Российские данные очень важны для реконструкции истории происхождения и расселения всего человечества.

К тому же именно на территории России находится знаменитая Денисова пещера. Изучение ДНК из найденных там костных останков стало мировой сенсацией. Был открыт неизвестный ранее вид древних людей, названных по имени пещеры денисовцами».

Что же изучают генетики? Чаще всего инструментом популяционных генетиков служит генеалогическое древо человечества, составленное по вариациям в Y-хромосоме (передается по мужской линии) и митохондриальной ДНК (передается по женской линии). Но сейчас можно исследовать генетические корни и по полному геному. Хотя это более дорогое исследование, которое требует современных приборов и мощной компьютерной базы, оно дает намного больше информации. Можно установить не только родство групп людей, но и внешние признаки, и особенности обмена веществ, и то, состояли ли в родстве родители человека, то есть узнать брачные традиции общества.

«У нас в России такие исследования есть, — продолжает Светлана Боринская. — Во многих ситуациях они просто незаменимы, например при идентификации личности или розыске преступников. И есть яркие примеры, когда в поиске преступников были использованы данные, полученные при анализе ДНК.

Здесь и насильники, и исполнитель террористического акта, и банда, занимавшаяся квартирными кражами. Генетики тесно сотрудничают с криминалистами.

Для того чтобы применение анализа ДНК стало возможным, необходимо было сначала изучить, какие генетические линии встречаются в разных группах населения, с какой частотой они представлены в разных регионах. Такие работы ведутся в нашем институте, в лаборатории геномной географии, под руководством Олега Балановского. Олег Павлович вместе с Еленой Владимировной Балановской, руководителем лаборатории популяционной генетики Медико-генетического научного центра РАМН, включились в международный проект «Генография» — это крупнейший популяционно-генетический проект с целью реконструировать древние пути миграций человека. Финансирование этого проекта позволило им организовать экспедиции по территории нашей страны и собрать массу материала. У них огромная база данных, которую они еще продолжают обрабатывать».

Елена Владимировна и Олег Павлович Балановские проводили работу и по проекту «Однофамильцы или родственники», в котором каждый из приславших ДНК на анализ мог узнать, с кем из группы однофамильцев у него есть родственные связи. С результатами их исследований можно познакомиться на сайте. Это итоги изучения генофонда Западного Кавказа, Восточной Европы, Южной Сибири, генофонда украинцев, проект «Русский генофонд» и многое другое.

Популяционно-генетические исследования ведет Эльза Камилевна Хуснутдинова в Институте биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН, Вадим Анатольевич Степанов в Институте медицинской генетики СО РАМН в Томске, Борис Аркадьевич Малярчук в Институте биологических проблем Севера Дальневосточного отделения РАН. Основа современных исследований была заложена еще в советское время антропологом и генетиком Юрием Григорьевичем Рычковым, возглавлявшим лабораторию генетики человека в ИОГен РАН. Сейчас этой лабораторией руководит Ольга Владимировна Жукова.

«Сейчас все эти группы ведут собственные проекты и участвуют в международных исследованиях, — говорит Светлана Боринская. — А вот в конце 1990-х — начале 2000-х годов, когда в России такие исследования еле-еле теплились, огромную роль сыграл Рихард Виллемс, руководитель биоцентра в Тарту и президент Академии наук Эстонии, признанный лидер в исследованиях истории генетических линий. Он оказал поддержку российским ученым, сотрудничество до сих пор продолжается и дает замечательные научные результаты».

Значит ли это, что любой человек без проблем может узнать, откуда родом его предки?

«Проблемы есть, — признает Светлана Боринская. — Они связаны с тем, что еще не вся территория России охвачена исследованиями, не для всех областей есть генетические базы данных.

Многое зависит от того, насколько редкий генетический вариант у данного человека.

Если редкий, его гораздо проще привязать к конкретной местности. А если более частый, анализ займет больше времени и обойдется дороже.

Кстати, в нашей лаборатории проводился анализ и ДНК Владимира Вольфовича Жириновского, правда, по другим генам, не связанным с поиском предков.

Это делали по просьбе одного из телеканалов, который обеспечил сбор образцов ДНК. Пусть приходит, мы ему расскажем о результатах. Что же касается установления родства по ДНК, то Владимир Вольфович назвал далеко не всех своих родственников. Та линия Y-хромосомы, о которой идет речь, найдена не только у предполагаемых родственников Эйнштейна и Наполеона, но еще и у футболиста Зинедина Зидана, у потомков американского президента Линдона Джонсона, у жившего в XVII веке итальянского художника Микеланджело ди Караваджо, у самаритянского первосвященника Шолома Коэна, у предполагаемых потомков графа Дракулы и даже у родственников Адольфа Гитлера.

Необходимо подчеркнуть, что гены не определяют ни политические убеждения, ни национальность. Но по генам можно установить, когда и откуда пришли дальние предки человека и где сейчас живут его генетические родственники».

«Конечно, люди интересуются своим происхождением, — говорит Светлана Боринская. — И совершенно не обязательно ссылаться на американских специалистов, можно познакомиться с уже имеющимися результатами российских генетиков и поддерживать продолжение таких исследований в нашей стране».