Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

«2016 год может стать куда хуже, чем предыдущий»

Как будут продавать автомобили в 2016 году

Алина Распопова 19.01.2016, 09:43
Shutterstock

В новом году цены продолжат расти у всех автопроизводителей. Чтобы удержать позиции и не потерять клиентов, автобренды будут запускать в России новинки, но при этом избавляться от непопулярных моделей. Кто будет сдерживать цены до последнего, кто признает, что без подорожаний не обойтись, а кто уверен, что сможет увеличить продажи даже в кризис, — об этом «Газете.Ru» рассказали ведущие игроки российского авторынка.

Ежегодного прогноза по продажам новых машин в России от Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) участники автомобильной отрасли всегда ждут как послания президента. В 2016 году он составил 1,53 млн, что на 4,7% ниже уровня продаж 2015 года.

Держать лицо и цены, а также убеждать людей тратить деньги на покупку автомобилей в условиях постоянно дешевеющего рубля — непростая задача. «Газета.Ru» поговорила с топ-менеджерами ведущих автобрендов и выяснила, как будут продавать машины в наступившем новом году и сколько они будут стоить. Большинство руководителей в один голос утверждают, что будут довольны повторением результата прошлого года. Самые смелые обещают нарастить объемы продаж.

Kia — хорошие цены и сохранение дилеров

В списке тех, кто не намерен кардинально менять свою агрессивную стратегию в России, оказался бренд Kia, занявший по итогам минувшего года долю 10,2% от объема рынка, продав 163,5 тыс. автомобилей. В этом году, чтобы улучшить результаты, марка привезет новые модели — Sportage и Optima. Как заявил глава Kia Motors Rus господин Йонг Гю Пак, «принципиальной для Kia останется поддержка клиентов и дилеров за счет запусков новых моделей, взвешенной ценовой политики и постоянного повышения качества обслуживания».

Из чего можно сделать вывод, что бренд продолжит удерживать цены, стараясь обеспечить тем самым поддержку своей дилерской сети.

Управляющий директор Kia Motors Rus Александр Мойнов в разговоре с «Газетой.Ru» был не столь прямолинеен и рассказал, что «Kia будет следовать разумной ценовой политике, которая и в дальнейшем будет обеспечивать хорошие продажи». «Мы придерживаемся долгосрочной продуманной стратегии, поэтому сказать, что в новом году что-то принципиально изменится, нельзя. При этом Kia никогда не стремилась стать маркой номер один по продажам в России», — сказал Мойнов, занявший свой пост всего несколько дней назад.

Skoda — консервативный подход

Консервативной стратегии развития придерживаются в Skoda. Как рассказал «Газете.Ru» глава марки в России Любомир Найман, по итогам года в России было продано 55 тыс. автомобилей Skoda и главная задача — показать аналогичный результат и в 2016 году. «В прошлом году мы завершили обновление нашего модельного ряда, — сказал Найман. — На рынке мы не ожидаем ни резких скачков, ни серьезных падений и в целом согласны с прогнозами AEB. Что касается новинок, то во втором квартале в России появится универсал Superb Combi, также будет представлена спецверсия Monte-Carlo Edition вслед за уже присутствующей в России Hockey Edition, посвященной чемпионату мира по хоккею».

Mitsubishi — новая схема работы с дилерами

В начале года аналитики назвали и некоторых аутсайдеров рынка, чьи продажи сократились более ощутимо по сравнению с конкурентами. Так, в их число попала компания Mitsubishi, которая по итогам года просела на 55%. Однако глава российского подразделения Mitsubishi Наоя Такаи заверил «Газету.Ru», что ни о каком уходе из России быть не может, и рассказал о новой схеме взаимодействия с дилерами.

«В этом году мы запускаем обновленный Pajero Sport, — сказал Такаи. — Пока мы не решили, будет ли это во время Международного московского автосалона к началу сентября или же машина будет доступна уже в конце июля. Нашей стратегией в 2016 году станет адаптация к рынку.

Так, спрос на наши автомобили может сохраниться на уровне прошлого года, но есть еще несколько сценариев: он может упасть на 5%, а в худшем случае — на 12%.

Но мы не намерены давить на наших дилеров и требовать от них невозможного. С каждым дистрибьютором у нас будет согласован отдельный план действий, что означает принципиальное изменение политики взаимоотношения с сетью в целом.

Так, если в дилерских центрах спрос будет снижаться, мы будем снижать и объемы производства. И наоборот.

Что касается завода в Калуге, то, несмотря на то что там ведется местное производство, нам приходится закупать ощутимую часть запчастей в Японии и уже на месте с их использованием вести локализованную сборку. Мы довольны тем, что у нас есть производство в Калуге, особенно довольны сборкой Outlander — его стоимость производства весьма конкурента по сравнению с автомобилями, которые приходят из Японии. Поэтому мы не планируем сильно повышать цены. Но что касается тех автомобилей, которые нам приходится импортировать, то мы находимся в ситуации, когда их стоимость растет».

Ford — обновление модельной линейки

В непростой ситуации находится и Ford, который по итогам 2015 года продал на 41% автомобилей меньше. В Ford Sollers заявили, что не предвидят быстрого восстановления рынка.

«По самым оптимистичным прогнозам, рынок может стабилизироваться в 2016 году на уровне 1,3–1,5 млн единиц, без изменений по сравнению с 2015 годом. В большой степени это будет зависеть от мер государственной поддержки и внешней экономической ситуации. Ford Sollers верит в долгосрочную перспективу восстановления и развития российского автомобильного рынка, и наш план на 2016 год остается неизменным: мы продолжим обновлять наш модельный ряд, адаптировать автомобили к потребностям российских клиентов, а также прилагаь все наши усилия к работе по локализации».

Suzuki — новинки и рестайлинг

Продажи Suzuki упали на 67%. В этой связи генеральный директор Suzuki Кеичи Сумида рассказал «Газете.Ru», что компания намерена продолжать работу в России и представит новые модели уже в этом году.

«Мы планируем запустить новую Vitara в разных вариациях с новыми моторами, — сказал Сумида. — Также в этом году будет еще некоторое количество новинок, рестайлинг кроссовера SX4. Говоря о курсе рубля и ценах, мы будем следить за тем, что происходит на рынке. В январе у нас будут такие же цены, как и в декабре, это точно.

На рынке никаких хороших предпосылок нет, и мы не ждем, что станет легче раньше, чем через три года. И 2016 год может стать куда хуже, чем предыдущий.

Поэтому для нас самое главное — сохранить свое присутствие в России. Также мы хотим иметь возможность устанавливать конкурентоспособные цены на наши автомобили».

General Motors — увеличение доли в премиуме

General Motors 31 декабря 2015 года прекратил поставки в Россию всех моделей Opel и всех Chevrolet, за исключением трех моделей. Как рассказал «Газете.Ru» глава пресс-службы GM Сергей Лепнухов, по всем дилерам сейчас закрывается документы, и с большинством из них эта операция успешно проведена.

«Всем им предлагался статус официального сервисного центра, и многие согласились, поэтому сеть сервисных центров в России по ушедшим маркам уже создана и функционирует, но процесс ее формирования продолжается, — пояснил Лепнухов. — При этом мы продолжаем процесс заключения соглашений как с бывшими дилерами, так и с новыми поставщиками. Наша задача, чтобы наши клиенты не испытывали никаких проблем с сервисом. Параллельно мы создали новую дилерскую сеть Cadillac и сеть новых обслуживающих центров, которая на данный момент состоит из бывших дилеров Chevrolet.

В новом году мы нацелены на рост вместе с премиальном рынком. Мы хотим увеличить свою долю на рынке премиума — прежде всего, за счет новых моделей.

Хорошо в России продается Escalade, который мы наконец-то начали официально продавать в 2015 году. Хорошо идут дела у Chevrolet Tahoe и Cadillac CTS. Сейчас мы распродаем остатки SRX, и ему на смену придет новый кроссовер Cadillac XT5. В Москве мы его покажем на Московском автосалоне, но продажи в России начнутся уже в середине года. Также мы привезем в Россию Corvette Z06, новый Camaro и, возможно, запустим новый флагманский седан Cadillac CT6».

BMW — ясность планов

Директор по коммуникациям BMW в России Василий Мельников рассказал «Газете.Ru», что стратегия бренда в России — дать дилерам стабильное представление о том, что будет завтра.

«В 2015 году с мая по декабрь мы продавали примерно 2,15 тыс. автомобилей в месяц независимо от ситуации на рынке, — рассказал Мельников «Газете.Ru». — Наш план сработал, теперь мы смотрим, что будет в 2016 году.

В прошлом году падение рубля мы компенсировали ростом цен на 25%. Нынешняя экономическая ситуация, безусловно, заставит всех, в том числе и нас, повышать цены.

Нам придется реагировать. Но важно сказать, что в прошлом году наши запчасти подорожали всего на 10%, и мы посмотрим, что мы сможем сделать в этом году по этому поводу. Потому что для наших клиентов важно, чтобы стоимость владения не увеличивалась. Линейку представленных в России автомобилей в начале второго квартала дополнит спортивная модель M2».

В Rolls-Royce планы на 2016 год раскрывать отказались, но рассказали «Газете.Ru», что уже получили первые российские заказы на новый кабриолет Dawn. При этом минувший год для люксового британского бренда оказался самым успешным за все время работы в России — в кризис отечественные толстосумы предпочитают на себе не экономить.

В Fiat Chrysler Automobiles (FCA) Rus «Газете.Ru» сообщили, что существенного сокращения модельной гаммы не планируется, и пообещали привезти новинки. «Мы видим заметный интерес клиентов к новому Jeep Renegade. Помимо этого, у марки в этом году 75-летняя годовщина, и мы представим определенное количество новинок— сказал директор по коммуникациям FCA RUS Кирилл Устинов».

Напомним, что российский авторынок всего за три года сократился почти в два раза. Если в 2012 году в стране было продано почти 3 млн новых легковых машин, то в 2015 году — всего 1,6 млн.