Моделей меньше, цены выше

Как будут продаваться автомобили в 2016 году

Алина Распопова 09.01.2016, 17:01
Валерий Матыцин/ТАСС

Падение интереса к новым автомобилям продолжится и в 2016 году. Чтобы сэкономить, покупатели как в премиальном, так и бюджетном сегментах переключат внимание на подержанные машины. В свою очередь автопроизводители будут избавляться от непопулярных моделей и повышать цены. «Газета.Ru» поговорила с ведущими экспертами и определила главные тренды 2016 года на российском авторынке.

Продажи новых автомобилей в 2015 году составили порядка 1,5 млн единиц. Таким образом, сделанный в начале года оптимистичный прогноз Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) не подтвердился. Тогда эксперты предполагали, что в минувшем году всего будет продано 1,98 пассажирских и легких коммерческих автомобилей. «Газета.Ru» поговорила с ведущими аналитиками и обсудила с ними прогнозы на новый год.

Большинство уверены, что падение продаж продолжится, хотя и не такими резкими темпами, как в минувшем году. Зато эксперты солидарны во мнении, что машины продолжат дорожать, а покупателей будут больше интересовать подержанные транспортные средства. При этом на поддержку отечественного автопрома в 2016 году правительство собирается выделить около 50 млрд руб. Это на 7 млрд больше, чем было вложено в отрасль в текущем году. К чему автомобилистам готовиться в новом году – в материале «Газеты.Ru».

-10% в худшем случае

2016 год будет для автомобильного рынка не таким пессимистичным, как 2015-й. В этом уверен аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Дело в том, что в минувшем году продажи рухнули настолько, что даже если отрицательная динамика сохранится, итоговые цифры окажутся уже не столь драматичны.

«При самом негативном сценарии для экономики падение продаж новых автомобилей составит 7–10%, — считает Рожков. — Это произойдет, если доходы населения, а следовательно, и спрос на дорогостоящие покупки продолжат сокращаться. Но я придерживаюсь нейтрального прогноза, в котором продажи могут измениться в пределах плюс/минус 5% от результата 2015 года.

Что касается автомобильных марок, то относительно стабильно и уверенно, как и раньше, будет чувствовать себя премиум-класс.

Спрос на автомобили высокой ценовой категории будет стабилен, поскольку их покупатели не так болезненно реагируют на происходящее с российской экономикой.

Этого нельзя сказать об автомобилях бизнес-класса — многие покупатели будут переключать свое внимание из этого сегмента на более бюджетный. Лучше всего будут чувствовать себя те марки, у которых в модельной линейке есть новинки, и те, которые меньше всего поднимают цены. Так, я уверен, что у корейских Kia и Hyundai результаты продаж будут хорошими. Положение отечественного «АвтоВАЗа» будет зависеть от спроса на новинки — Lada Vesta и Lada XRay. При этом динамика отечественной компании будет ощутимо лучше чем, к примеру, у Peugeot и Citroen и даже Skoda».

Отложенный спрос выстрелит в 2016 году

Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко предполагает, что даже при наличии господдержки и стоимости барреля нефти в районе $45 объем российского авторынка составит порядка 1–1,1 млн проданных единиц. По оценке эксперта, сложнее всего дела будут обстоять в начале года, когда клиенты будут избегать дорогих покупок.

«А вот к середине 2016 года у людей накопится отложенный спрос, ведь даже в кризис никто не будет пересаживаться на лошадей, — говорит Петренко «Газете.Ru». — Во второй половине года нас будет ждать волна потребительской активности.

При этом я сомневаюсь, что сохранится эйфория, которая одно время присутствовала в премиум-сегменте. У них цены выше, а значит, и риски в случае заморозки складов более ощутимы».

Рост цен и интереса к подержанным автомобилям

Вице-президент РОАД уверен, что главным трендом 2016 года станет рост спроса на подержанные автомобили.

«Именно на этой нише сейчас сфокусированы дилеры, — рассказал Петренко. — Предположения о том, кто уйдет с рынка, строить пока трудно, а вот существенный рост цен можно предсказать уже сейчас.

В 2015 году автокомпании выделяли бюджеты на сдерживание цен, но в новом году такого не планируется, и в том, что автомобили в среднем подорожают на 20–30%, можно не сомневаться».

Слова эксперта подтверждает и прогноз аналитического агентства «Автостат». По мнению экспертов агентства, часть покупателей новых автомобилей переориентируется именно в сторону автомобилей с пробегом. Объем рынка подержанных легковых автомобилей в 2016 году, согласно прогнозу аналитиков агентства, составит 4,8–5,5 млн единиц. При этом в «Автостате» предупреждают, что 2016 год будет не менее трудным для всех участников рынка, чем 2015-й. Эксперты спрогнозировали, что в январе — феврале продажи новых легковых автомобилей не превысят 100 тыс. в месяц. Получается, что даже при самом благоприятном развитии ситуации автокомпаниям не удастся продать более 1,6 млн штук. А если события сложатся по негативному сценарию, можно ожидать падения продаж до 1,3 млн. Рынок будет зависеть от того, сохранятся ли государственные программы поддержки.

Меньше опций и разнообразия моделей

Директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков считает, что автопроизводители в 2016 году не будут уходить из России. А вот сокращение модельного ряда и исключение из планов продаж наименее интересных россиянам автомобилей более чем очевидно.

«Возможно, автокомпании станут предлагать в России более дешевые варианты с меньшим количеством опций, — сказал Ермаков «Газете.Ru». — Рынок уже не в состоянии переваривать предложение, однако в 2016 году мы не прогнозируем падения продаж. Напротив, они могут вырасти от 3 до 5%».

«АвтоВАЗ» получит конкурентное преимущество

Представитель Локо-Банка считает также, что в текущих условиях в более выигрышном положении окажутся производители с максимальной локализацией моделей, а также отечественный автопром в лице «АвтоВАЗа».

«Учитывая новую волну девальвации рубля, импортные комплектующие снова подорожают. У тольяттинского автогиганта проблем с локализацией нет, да и новые модели могут дополнительно стимулировать продажи на протяжении всего года», — заключил Ермаков.

Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко также согласен с тем, что именно «АвтоВАЗ» может получить существенное конкурентное преимущество благодаря госпрограммам поддержи автопрома. «Компания действует в основном в сегменте эконом и успела создать новые модели, которые могут завоевать потребителей в 2016 году», — отметил Яковенко.

Напомним, что согласно прогнозу компании Frost & Sullivan, восстановлению рынка будет препятствовать ряд факторов, в том числе геополитическая напряженность и падающие цены на нефть. Однако в ближайшие несколько лет рынок немного оживится: в 2017 году объем продаж может вырасти до 1,8 млн единиц, а в 2021 году этот показатель, как ожидается, достигнет 2,8 млн единиц. Впрочем, даже этот показатель, если его, конечно, удастся достичь, не будет дотягивать до лучших времен. Ведь еще совсем недавно, в 2012 году, годовой объем российского авторынка составил 2,935 млн проданных машин.