Спасти рынок: как предустановка поможет российским сервисам

РКН озвучил список видеосервисов, которые могут быть предустановлены на смартфоны

Георгий Воронович
Deposiphotos
РКН назвал видеосервисы, которые могут быть предустановлены на смартфоны Роскомнадзор составил список из более 20 российских аудиовизуальных сервисов, которые смогут претендовать на предустановку на мобильные устройства и Smart-ТВ в связи с федеральным законом, который вступает в силе с 2021 года. Эта мера вкупе с принуждением западных сервисов открывать представительства в России поможет активно развиваться отечественным сервисам, считают эксперты.

В Роскомнадзоре сформировали реестр сервисов, которые смогут претендовать на предустановку на мобильные устройства и Smart-ТВ в соответствии со вступающим с 2021 года в силу федеральным законом. В список попали ivi, Megogo, More.tv, Movix, Okko, Premier, SPB TV Россия, Start, Wink, «Амедиатека», «Билайн ТВ», «Кино1ТВ», «Кинопоиск», «Матч ТВ», «Мегафон ТВ», «МТС ТВ», «НТВ плюс», «Первый канал», «Смотрим», «Триколор кино» и «ТВ онлайн».

Эти онлайн-площадки имеют посещаемость более 100 тыс. пользователей в сутки и ориентированы преимущественно на российскую аудиторию. Предустановка российских сервисов простимулирует развитие российской отрасли онлайн-видео и сократит неконкурентные преимущества иностранных ресурсов, считают эксперты.

«Обязательная предустановка отечественных сервисов будет иметь положительное значение для отрасли. Однако замечу, что все крупнейшие онлайн кинотеатры уже и так сотрудничают с производителями Smart-TV. И если вы настраивали в последние несколько лет телевизор, то могли заметить, что отечественные сервисы из списка там уже представлены», — сообщил «Газете.Ru» гендиректор Ассоциации интернет-видео Алексей Бырдин.

Вместе с тем он отметил важность обязательной установки отечественных сервисов на мобильных устройствах. «Это будет очень полезно. Там нет такого взаимодействия, как у онлайн-кинотеатров с производителями Smart-TV.

Поэтому если предустановка появится на мобильных устройствах, мы увидим значительный прирост в пользователях сервисов из списка, приведенного Роскомнадзором», — пояснил эксперт.

Отметим, что за последние годы российский рынок онлайн-кинотеатров показал стремительно развивался – по данным исследования Telecom Daily, в 2019 году он вырос на 45%. Эксперты считают, что динамика сохранится и в будущем.

«Российские сервисы востребованы больше зарубежных. Если сравнивать те доли рынка, которые они занимают в денежном выражении, то отечественные игроки лидируют и занимают примерно три четверти рынка. Однако зарубежные сервисы, в том числе Netflix, YouTube с платной подпиской, отчасти Amazon продолжают выходить на российский рынок. Рынок привлекателен для игроков, так как он интенсивно растет – на 40-50% в год», — сообщал ранее директор ассоциации «Интернет-видео» Бырдин.

Хотя российские стриминговые сервисы выигрывают у иностранных конкурентов по цене подписки и оперативней отвечают на запросы российской аудитории, им нужна поддержка государства. В частности важно устранить неравенство российских и зарубежных онлайн-кинотеатров перед законом и налогами.

«Обязательная предустановка — важный шаг по стимулированию развития отечественных ОТТ сервисов, существенная маркетинговая и информационная поддержка, шаг в направлении их популяризации. Кроме того, важно приглашать иностранные ОТТ сервисы работать в нашей стране через легализацию в российском правовом поле, через открытие представительств.

В текущем году Netflix, занимающая 2% от его общего объема рынка, и Spotify пришли легально в Россию, уверен, этот тренд продолжится», — рассказал «Газете.Ru» президент Медиа-коммуникационного Союза Михаил Демин.

Если же власти не будут поддерживать отечественные сервисы и регулировать иностранные западные IT-гиганты, исторически обладающие более мощной ресурсной базой, могут захватить российский рынок онлайн-кинотеатров, как это уже случилось в Европе.

«Что касается возможной канибализации иностранными сервисами российского рынка, я бы не преувеличивал угрозу. Российский массовый зритель делает выбор в пользу российского контента, это уже устойчивый, сформировавшийся тренд», — заключил Демин.