Индийского слона едят по частям

Как конфликт Индии и Китая расчистил дорогу для экспансии США на самый перспективный цифровой рынок

Dado Ruvic/Reuters
В конце октября Санжай Гупта, глава Google в Индии, со страниц авторитетного издания The Hindu заявил о том, что в стране происходит крупнейшая революция в области потребления контента, которая сопровождается фундаментальным сдвигом в привычках аудитории: двое из трех индийцев скорее предпочли бы отказаться на месяц от телевидения, чем лишиться YouTube. Количество активных зрителей YouTube в Индии в настоящее время превышает 325 млн человек в месяц, а время просмотра игровых стримов выросло в два раза по сравнению со вторым кварталом 2019 года. При этом производство видео за тот же период выросло втрое.

По всей видимости, столь значительным успехам на одном из самых перспективных цифровых рынков мира, уже сегодня насчитывающем более полумиллиарда интернет-пользователей, ИТ-гигант обязан разногласиям между Индией и Китаем. Их жертвами пали десятки заблокированных мобильных приложений родом из Поднебесной.

В том числе и сверхпопулярный TikTok, чья индийская аудитория превышала 200 млн человек. В сентябре 2020, спустя два месяца после введения запрета на TikTok, YouTube запустил в Индии сервис коротких видео Shorts, полностью копирующий функционал конкурента.

Войны блогеров

Блокировке TikTok предшествовала полномасштабная цифровая война блогеров обеих платформ, развернувшаяся в мае и по странному стечению обстоятельств совпавшая с началом пограничного индокитайского конфликта. Обе стороны в ходе онлайн-баталии не стеснялись в выражениях, а сами ИТ-гиганты не торопились разнимать враждующих, нарушая собственные правила модерации.

По сообщению India today, все началось с видео YouTube-блогера Элвиша Ядава, сравнившего пользователей TikTok с «мусором». В ответ Амир Сиддики, звезда TikTok с 12 млн подписчиков, обвинил конкурентов с YouTube в плагиате и токсичности, после чего в спор вмешался другой индийский лидер мнений, Аджей Нагар, за чьим блогом следят 18 млн человек.

Видео последнего всего за несколько дней собрало 80 млн просмотров и претендовало на то, чтобы стать самым популярным немузыкальным видео в истории YouTube, если бы видеосервис не спохватился и не заблокировал ролик, в котором в изобилии присутствовали ругательства и изощренные оскорбления.

Та же участь в конечном итоге постигла и выступление Сиддики в TikTok, однако начало было положено – разозлённые угрозами и удалением видео фанаты Нагара, которых все-таки было на 6 млн больше, обрушили рейтинг TikTok в магазинах приложений: средняя оценка сервиса в Google Play упала с 4,6 до 1,2 при максимальных 5 баллах.

Bloomberg, следивший за развитием ситуации, отмечает, что видеоплафтормы фактически являются «окном в Интернет» для большинства современных индийцев, а значит именно они способны обеспечить доступ к молодой и все более обеспеченной аудитории, которая не читает газет и не смотрит телевизор. Война за их внимание – это ставка на монетизацию в будущем, и главными действующими лицами в этом противостоянии являются блогеры и лидеры мнений.

Победитель получает всё

Выход TikTok на огромный индийский рынок три года назад, возможно, остался бы в значительной степени незамеченным, если бы не сказался на глобальных финансовых показателях компании. В прошлом году сервис принес своему владельцу, китайскому ИТ-гиганту ByteDance, прибыль в 3 млрд долларов при выручке в 17 млрд.

В свою очередь, YouTube, не раскрывающий информации о доходах, заработал на рекламе около 15 млрд долларов. Теперь же у американского сервиса в Индии просто не осталось соперников и, по сути, он получает монополию на этом рынке.

При этом, конфликт Индии и Китая, приостановивший китайскую экспансию в индийский бигтех, играет на руку не только YouTube, но в целом всем американским цифровым корпорациям, имеющим масштабные инвестиционные планы на индийском направлении – с начала года только Amazon, Facebook и Google объявили о намерении вложить в ИТ-сектор Индии более 16 млрд долларов.

Тем не менее, обещание щедрых инвестиций должно наводить индийское правительство на мысли о необходимости удержания контроля над собственным рынком, об ужесточении в стране антимонопольного законодательства и усилении регулирования зарубежного ИТ-бизнеса.

Активное регулирование бигтеха – это глобальный тренд, который должен обезопасить перспективный рынок индийских цифровых технологий от американской колонизации. Пример Европы, которая сейчас пытается бороться с засильем и доминированием иностранных техногигантов, говорит о том, что делать это гораздо сложнее, чем пресекать изначально.