«Пусти козла в огород»: Еврокомиссия против Google

Как Еврокомиссия добивалась от Google честной конкуренции на рынке поиска

AP
В июле 2018 года Еврокомиссия оштрафовала Google на 4,34 миллиарда евро за ограничение выбора поисковых систем на телефонах Android. Спустя два года ИТ-гигант наконец выполнил требование европейского регулятора, обложив при этом конкурентов, страждущих получить свою долю на рынке поиска, непосильной данью. По мнению западной прессы, обыграть монополиста удалось только российскому «Яндексу».

С этого лета при настройке нового гаджета на платформе Android, принадлежащей Google, европейцы получили возможность выбирать поисковую систему, которая будет использоваться устройством «по умолчанию». В зависимости от страны, пользователь может выбрать один из четырех альтернативных вариантов, включая сам американский поисковик.

Как сообщает Wired, данное нововведение настолько незаметно, что многие могли вообще не обратить на него внимание. Но для Европы оно стало поистине фундаментальным сдвигом в борьбе за права ИТ-разработчиков.

Экран выбора появился после того, как Европейская комиссия оштрафовала Google на 4,34 млрд евро за нарушение антимонопольного законодательства ЕС.

18 июля 2018 года комиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер наложила на Google штраф – самый крупный из всех, которые она выставляла компании, – за злоупотребление доминирующим положением ее операционной системы Android.

Стоит отметить, что на реализацию функции выбора программы для поиска у Google ушло практически два года.

Разделяй и властвуй

Казалось бы, антимонопольное решение европейских властей должно было обеспечить конкурентам ИТ-гиганта беспрецедентное присутствие на устройствах Android – получить такую возможность самостоятельно они не смогли бы никогда. Однако, чтобы появиться на экране выбора, компании должны принять участие в аукционе, проводимом Google каждые три месяца. И выигрывает в нем тот, кто заплатит монополисту больше соперников.

По мнению самого Google, принцип аукциона является «справедливым и объективным» способом конкуренции для небольших ИТ-компаний, позволяющим им решать, «какую ценность они придают появлению на экране выбора». При этом, вместе с «членским взносом», с альтернативной поисковой системы взимается плата каждый раз, когда ее выбирает пользователь, даже если через несколько минут он снова переключается на Google. По данным из закрытых источников, для некоторых европейских стран установлены цены выше 20 долларов за пользователя.

Эти же источники утверждают, что такая сумма является совершенно неподъемной для большинства разработчиков.

«Вас стимулируют отдавать свою прибыль», – говорит Габриэль Вайнберг, основатель DuckDuckGo, ставшего одним из крупнейших победителей аукциона. Вайнберг прогнозирует, что аукционные цены будут продолжать расти до тех пор, пока у поисковых систем будет возможность зарабатывать хоть какие-то деньги. В свою очередь, Кристиан Кролл, генеральный директор немецкого поисковика Ecosia, заявил, что с помощью экрана выбора Google настраивает конкурентов друг против друга. «Вместо сотрудничества мы имеем своего рода токсичную среду небольших поисковых систем», – заметил он.

«Яндекс» начинает и выигрывает

Google выигрывает на рынке поиска практически повсеместно, за исключением Китая, где поиск Google запрещен, и России, где у Google есть уверенный конкурент в лице «Яндекса». Запущенный в 1997 году, за год до Google, Яндекс, по мнению западных репортеров, выступает на российском рынке в роли отечественного Uber, Spotify, Amazon и популярной поисковой системы в одном лице.
В начале 2015 года с использованием Яндекса выполнялись 63% всех поисковых запросов с персональных компьютеров, однако на мобильных платформах ситуация обстояла иначе – 62% «мобильного поиска» принадлежало Google.

Ситуация изменилась благодаря действиям Федеральной антимонопольной службы, в 2016 году оштрафовавшей Google за злоупотребление монопольным положением и так же обязавшей американского ИТ-гиганта предложить пользователям экран выбора поисковых систем. При этом, как отмечают журналисты Wired, представителям российского регулятора удалось добиться большего, чем их европейским коллегам. Так, ФАС достигла с компанией соглашения, согласно которому экран выбора в 2017 году появился как на новых, так и на уже работающих устройствах (в ЕС экран выбора может применяться только к новым гаджетам).

В итоге, в начале марта 2020 года на Яндекс приходилось 56% всех поисковых запросов на Android, а доля Google упала до 42%.

В Европе Яндекс также участвует в аукционе Android и является одним из самых крупных его победителей, конкурируя с Google в 16 странах. Однако Престон Кэри, вице-президент Яндекса по международному развитию, заявил, что не ожидает каких-либо серьезных изменений на европейском рынке. «Установка экрана выбора в Великобритании или Германии не будет иметь такого же результата, как в России», – говорит он.

Кэри утверждает, что ни одна поисковая компания в Европе не обладает таким узнаваемым брендом, как Яндекс в России, а это означает, что европейские пользователи с меньшей вероятностью откажутся от Google. И если за российского разработчика в целом можно не волноваться, то другие игроки поискового рынка продолжат оставаться в зависимости от американского гиганта, который продолжит вкладывать заработанные на них деньги в укрепление Android.