Заработок в прямом эфире

Как заработать на онлайн-трансляциях

Мария Лацинская
Марк Цукерберг во время прямой трансляции через Facebook zuck/facebook.com
Periscope и Facebook Live изменили рынок онлайн-трансляций и пришлись по вкусу медиакомпаниям и знаменитостям. При этом IT-корпорации все еще не представили схем для монетизации видеоконтента. О том, где в стриминговых сервисах деньги, — в материале «Газеты.Ru».

Стриминговые сервисы начали появляться еще в конце нулевых, но не снискали большой популярности у аудитории, так как опередили свое время. Новые технические возможности позволили перенести видеоконтент от записанных и смонтированных заранее видеоблогов в YouTube и тяжеловесных стримов на Twitch к «легким» онлайн-трансляциям.


«Популярность можно объяснить несколькими тенденциями, но главное — это проникновение смартфонов и скоростного мобильного интернета, чего не было пять-шесть лет назад. Лайвстриминг занимает свою нишу в коммуникациях, закрывая те сегменты, что до этого не доступны были фотографии»,

— сообщил в беседе с «Газетой.Ru» главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.


Все пользователи YouTube получили опцию Live Streaming в 2011 году. Этому предшествовали единичные прямые эфиры, которые платформа Google организовывала для спортивных событий, концертов и интервью со знаменитостями. В настоящее время стриминговые возможности YouTube применяют не только медиакомпании, но и обычные пользователи. Однако, чтобы работать с Live Streaming, необходимо выполнить определенные действия, которые начинаются с шага «скачайте и настройте видеокодер».

Купленный сервисом микроблогов Twitter в 2015 году Periscope изменил отношение к организации онлайн-трансляций. Пользователю стало достаточно своего смартфона, подключенного к интернету, и аккаунта в Twitter. Новый тренд оперативно подхватила и социальная сеть Facebook, представившая в августе прошлого года функцию Facebook Live. Стараются не отставать и российские сервисы «ВКонтакте» и «Одноклассники».

На вооружении у звезд

Periscope пришелся по вкусу разным категориям пользователей, в том числе и селебрити, которые посчитали это более честным инструментом для взаимодействия с публикой. Сервис Periscope взяли на вооружение СМИ, трансляции с разных событий организовывали CNN, Bild, The Guardian, The Verge и другие.

Пока что у Twitter нет четкого понимания, как зарабатывать на новом сервисе. На данный момент у руководства в приоритете цель — приучить аудиторию к активному потреблению видеоконтента. Оно и неудивительно: по прогнозам Cisco,

до конца 2019 года 80% всего трафика в интернете будет составлять именно видеоконтент.

Ставку на медиаконтент делает и сеть Facebook, обеспечившая приоритетное положение видео на пользовательских страницах и отправляющая уведомления подписанным пользователям о начале трансляции на той или иной странице.

Огромное значение видео для соцсети подтверждают и затраты. В апреле 2016 года BuzzFeed сообщил, что Facebook платит партнерам в виде СМИ и знаменитостей за использование Facebook Live. По информации The Wall Street Journal,

корпорация потратила на реализацию партнерской программы $50 млн. Самая большая часть — $3 млн — досталась как раз BuzzFeed.

В отличие от YouTube, которая уже давно предоставляет вознаграждение авторам, соцсети не предложили в новом функционале очевидных инструментов для заработка. Весной СМИ сообщили, что соцсеть Марка Цукерберга работает над способами извлечения денег в Facebook Live для всех пользователей. Одним из возможных вариантов являются рекламные баннеры поверх видеотрансляций.

Издание Fortune в апреле 2016 года писало со ссылкой на главу операционного департамента Twitter Адама Бейна, что компания уже зарабатывает на Vine и Periscope, позволяя маркетологам перетаскивать рекламный контент на страницы сервиса микроблогов.

Лайки превращаются в деньги

Как свидетельствуют данные Syndacast, видео обеспечивает наиболее высокий показатель конверсии по сравнению с другими типами контента. Результаты опроса Internet Retailer демонстрируют, что 96% пользователей руководствуются просмотром рекламных роликов перед принятием решения о покупке.

Пока что в крупных интернет-компаниях только думают над приемлемыми формами монетизации, маркетологи уже нашли способы продвижения и заработка на основе новых возможностей соцсетей.

Помогает в этом статистика, которую по завершении трансляций предоставляют Facebook Live и Periscope. В частности, наличие этой функции стало ключевым моментом в противоборстве с Meerkat, который запустился раньше своих конкурентов, но не смог предоставить полноценный фидбек по итогам живых эфиров. Негативно сказалось на приложении и отключение от Twitter.

Наиболее очевидным способом заработка, предложенным в рунете, является реклама того или иного продукта непосредственно в самом Periscope-эфире. Для этого потребуется уже раскрученный аккаунт в соцсетях с немалой аудиторией.

Предлагается получить прибыль и на проведении трансляций лекций или бизнес-тренингов в случае, если пользователь имеет интересные публике знания. Тут тоже понадобится уже популярный профиль в соцсетях. К тому же он должен быть закрытым, а подписка на него — платной.

Найти деньги, как заверяют некоторые сайты, пользователи Periscope могут, предлагая услуги по накрутке лайков и повышению рейтинга с помощью специальных программ. 
Подобные инструменты по превращению простого профиля в популярный уже давно успешно работают для Instagram, Facebook и «ВКонтакте».

На сайтах по продвижению отмечается, что плюсами Periscope являются мобильность, легкий выход на новую аудиторию, отсутствие конкуренции и рекламы.

При этом маркетологи и рекламодатели не торопятся применять дополнительные программы для работы с Facebook Live. На данном этапе развития сервиса его участникам предлагается задействовать инструменты, доступные бизнес-аккаунтам. Так, стриминг станет живой рекламой на странице, посвященной определенной компании или продукту.

Издание Tech Insider обратило внимание, что без ясной модели монетизации Facebook Live будет тяжело привлекать популярных видеоблогеров вроде известного в Twitch шведского геймера PewDiePie. С этим согласен и Казарян:

«Наиболее популярные стримеры — это все-таки профессионалы, селебрити и в особенности геймеры. Twitch.tv куда популярнее Periscope. Однако на фоне YouTube или даже Instagram все подобные сервисы вместе взятые составляют лишь единичные проценты».

Российский эфир

«Одноклассники» запустили свое приложение для стриминга ОК Live (приложение для прямых видеотрансляций) 1 июля. В соцсети рассказали «Газете.Ru», что на данном этапе монетизация сервиса не предполагается. «Сейчас продукт больше нацелен на вовлечение текущих пользователей социальной сети, их знакомство с новой моделью общения и увеличение аудитории приложения», — отметили в компании. В настоящее время OK Live позволяет увеличивать количество видео и просмотров, которое в «Одноклассниках» монетизируется в том числе и по рекламной модели.

Для соцсети сервис является дополнительным инструментом работы с текущей аудиторией, а также способом привлечь новых подписчиков.

«Мы видим, что становится не только больше стримов, но и увеличивается длительность эфира. В большинстве своем это происходит за счет фильтров и других вовлекающих функций»,
— сообщили в «Одноклассниках».

Пресс-секретарь «ВКонтакте» Евгений Красников рассказал «Газете.Ru», что компания тестирует приложение VK Live для ведения прямых трансляций на личных страницах и в сообществах.

В прошлом году российская соцсеть провела несколько успешных живых эфиров в своем офисе с участием таких музыкантов, как Limp Bizkit, Земфира и Hurts. Мобильное приложение для стриминга «ВКонтакте» уже протестировано с олимпийской чемпионкой по фигурному катанию Аделиной Сотниковой, создателем Prisma Алексеем Моисенковым и видеоблогерами из Room Factory. Певец Егор Крид и вовсе опробовал сервис VK Live в Московском метрополитене.

Пока что платформа, выход которой состоится в ближайшее время, не предполагает монетизации в ходе самой трансляции. Но Красников пояснил, что после окончания эфира ролик конвертируется в совершенно обычное видео, которое доступно через плеер «ВКонтакте». По словам представителя соцсети, это в перспективе позволит монетизировать контент, как и любое другое загруженное видео, по программе дистрибуции.