Африканские рисунки разобрали на атомы

Археологи выяснили возраст древних наскальных рисунков в Африке

Antiquity Publications Ltd
Археологи наконец смогли узнать возраст наскальных рисунков в Африке. Раньше это было невозможно из-за риска уничтожить их во время взятия образцов для анализа, но новый подход к исследованию позволил использовать совсем крошечные образцы. Полученные данные позволят больше узнать о культуре древних племен и рассматривать их живопись в связке с найденными на близлежащих территориях артефактами.

Южная Африка всегда была знаменита обилием хорошо сохранившихся наскальных рисунков времен каменного века, но до недавнего времени у археологов не было возможности точно их датировать. Теперь же с помощью инновационного подхода им удалось выяснить, что рисунки в юго-восточной Ботсване были созданы более 5000 лет назад. Пока что это старейшие рисунки в Африке. Результаты работы были опубликованы в журнале Antiquity.

Рисунки выполнялись как с помощью красок, так и гравировки. Благодаря многочисленным исследованиям, сейчас ученые могут довольно точно истолковывать смысл этих рисунков.

Antiquity Publications Ltd

«Благодаря работам как немецких и британских специалистов XVIII–XX веков, так и современным этнографическим исследованиям, мы хорошо понимаем эти рисунки.

Они изображают то, что видели шаманы во время путешествий в мир духов, чтобы другие члены племени тоже могли это увидеть,

— рассказывает ведущий автор исследования Адельфин Бонно. — Также древние люди считали скалы барьером между миром людей и духов, и наскальные рисунки помогали им общаться с духами».

Кроме того, на рисунках изображены различные животные — рыбы, антилопы, жирафы, овцы.

Antiquity Publications Ltd

Но, несмотря на имеющуюся информацию, исследователи были ограничены невозможностью точной датировки рисунков. Для анализа необходимо отколоть кусочек камня, рискуя повредить рисунок. Современные методы требуют крупных образцов, иногда нужно сотни миллиграммов краски с самого рисунка, что может означать полное его уничтожение. Кроме того, многие рисунки находятся снаружи и ничем не защищены от окружающей среды, поэтому их состояние довольно плохое и датировка весьма затруднительна.

Самый популярный метод — радиоуглеродное датирование, но для него необходимо, чтобы в рисунках были следы углерода.

Но если для рисунка использовался, например, уголь, то нет никакой гарантии, что он был свежим, а не образовался задолго до того, как древний художник взял его в руки.

Так что существует вероятность приписать рисунку несколько лишних сотен лет.

Авторы исследования пошли другим путем и впервые объединили традиционное радиоуглеродное датирование с ускорительной масс-спектрометрией, чтобы получить возможность использовать радиоуглеродный анализ на совсем маленьких образцах. УМС — это сверхчувствительный метод изотопного анализа веществ, при котором из исследуемого образца «извлекаются» отдельные атомы и производится их поштучный подсчет. Для анализа достаточно всего 0,001 г вещества.

Команда собрала крошечные, около 0,5 кв. мм, образцы рисунков с 14 стоянок в трех регионах на юге Африки — в Ботсване, Лесото и Восточно-Капской провинции. Все образцы были очищены, из них были отобраны те, которые могли предоставить наиболее точную информацию — это позволило избежать ошибочного датирования, как в описанном выше случае с углем. Вся работа заняла более семи лет.

Таким образом удалось установить, что возраст рисунков составляет 5723–4420 лет до нашего времени. «Нашим временем» ученые обычно называют 1950 год — именно тогда стала применяться радиоуглеродная датировка.

«Это действительно новый подход к анализу наскальных рисунков, со значительно улучшенными протоколами для обеспечения результатов самого высокого качества. Разработанную технологию можно использовать и в других местах», — отмечают авторы работы.

Полученные данные помогут исследователям узнать больше о племенах, которые создали эти рисунки. До точной датировки нельзя было связать их с артефактами, найденными в том же регионе. Теперь же появилась возможность проследить, как эволюционировало гончарное дело и другие ремесла параллельно с наскальной живописью.

«Датирование — это только начало наших исследований, оно открывает возможности установления диалога между искусством живших здесь племен и археологическими находками. Так как наскальная живопись рассказывает об их духовном мире, мы можем узнать больше об их обществе, культурных и духовных связях с другими племенами», — говорит Бонно.