Ученые: «Дизельгейт» заберет 1200 жизней

Исследование показало, сколько европейцев умрут от «Дизельгейта»

Павел Котляр
Shutterstock
Ученые подсчитали, сколько жителей Европы преждевременно умрут от грязных выхлопов автомобилей Volkswagen. Даже если производитель отзовет скандальные машины, минимум 1200 человек умрут на 10 лет раньше срока.

В сентябре 2015 года мир всколыхнуло известие о том, что крупнейший автопроизводитель на планете, немецкая компания Volkswagen Group жульничала при производстве легковых дизельных автомобилей, чтобы обманывать регулирующие органы. Как рассказывала «Газета.Ru», обман скрывался в электронных блоках управления двигателем, которые были нарочно запрограммированы, чтобы вводить в заблуждение проверяющих экологов.

Специальные датчики сообщали машине, что она находится на испытательном стенде, после чего двигатель начинал работать в особом, экологичном режиме, снижающем выхлопы оксидов азота (это один из главных компонентов вредных выбросов). Съезжая со стенда на дорогу, машины переходили в обычный режим,

и концентрация оксидов азота в выхлопе возрастала в 40 раз по сравнению с допустимыми в США стандартами.

В ходе расследования компания признала, что выпустила на рынок 11 млн автомобилей, нарушающих таким образом экологические нормы, которые выпускались и продавались по всему миру с 2008 по 2015 год.

И хотя в связи с «Дизегльгейтом» компания понесла небывалые убытки, было отозвано большое количество автомобилей как в США, так и в Европе, малоизученным оставался экологический урон, нанесенный уже проданными автомобилями. Впрочем, еще осенью 2015 года ученые Массачусетского технологического университета подсчитали, что продажа 482 тыс. «грязных» автомобилей в одних только США приведет к выбросам такого количества вредных веществ,

которое станет причиной 60 случаев преждевременной смерти среди населения.

Теперь же ученые решили обратить пристальное внимание на родину концерна и изучить, какое влияние на здоровье населения окажут продажи 2,6 млн машин, оснащенных 1,2-, 1,6- и 2-литровыми двигателями, в самой Германии.

В исследовании, опубликованном в журнале Environmental Research Letters, ученые MIT пришли к выводу, что проданные машины принесли значительный вред здоровью людей не только в самой Германии, но и по всей Европе.

По оценкам ученых, негативные последствия «Дизельгейта» приведут к 1200 преждевременным смертям жителей Европы,

каждый из которых условно проживет на 10 лет меньше (выражаясь научными терминами, всего жители Европы «недоживут» порядка 13 тыс. лет). Из этих 1200 преждевременных смертей 500 произойдут в Германии, а более 60% — в соседних с Германией странах: Польше, Франции и Чехии.

«Загрязнение воздуха весьма трансгранично. Оно не замечает политических границ. Поэтому машина в Германии может запросто оказывать влияние на соседние страны, особенно в таком плотно населенном регионе, как Европейский континент», — пояснил соавтор работы Стивен Барретт.

При этом названные оценки — минимальные. Если Volkswagen не сможет до конца 2017 года отозвать скомпрометировавшие себя автомобили,

экологический вред приведет дополнительно к 2600 преждевременным смертям и соответствующим убыткам в размере €4,1 млрд.

Согласно выводам ВОЗ, загрязнение атмосферы напрямую связано со здоровьем населения. По расчетам ученых, в одной Европе ежегодно от загрязнений воздуха преждевременно умирают более 400 тыс. человек. Воздействие в основном оказывается за счет твердых частиц диаметром менее 2,5 микрона или, с меньшим воздействием, — озона в составе воздуха.

По мнению Барретта, нет ничего удивительного в том, что в Европе и в Германии в частности ожидаются наиболее серьезные последствия от скандала с дизельными авто. К столь значительной разнице приведут проданные 2,6 млн (против 482 тыс. в США) в Германии автомобилей, особенностей европейской плотности населения, привычек вождения и атмосферных условий.

К примеру, в Европе в три раза более высокая плотность населения, чем средняя по США, а исторический опыт показывает, что дизельные машины в Европе используются на 20% чаще (в терминах миль), чем в США. Оксиды азота выбрасываются из выхлопной трубы в виде газа, который переносится ветрами на большие расстояния, пока не прореагирует с аммиаком в атмосфере и не образует мелкие частицы.

А поскольку в атмосфере над Европой содержится больше аммиака, чем в США, то из одинакового количества выбросов там образуется больше вредных частиц, которые приведут к сердечно-легочным и респираторным заболеваниям.

Подсчитать вред здоровью европейцев от грязных машин ученым удалось, использовав данные по выбросам машин, подставленные в существующие модели расчета атмосферы, которые учитывают такие параметры, как температура, направление ветров и выпадение осадков.