Как компьютер стал чемпионом

Компьютерная программа победила трехкратного чемпиона Европы по игре в го

Анастасия Лебедева
Shutterstock
Искусственный интеллект AlphaGo научился играть в го и обыграл трехкратного чемпиона Европы. Этот успех для науки более значим, чем победа компьютера Deep Blue над Гарри Каспаровым* 20 лет назад. Почему это так — разбирался отдел науки «Газеты.Ru».

Го — настольная игра, возникшая в Древнем Китае около 3 тыс. лет назад. На сегодняшний день она популярна не только в странах Восточной Азии, но и в странах Запада. Цель игры — захватить как можно бóльшую площадь игрового поля (которое представляет собой расчерченную вертикальными и горизонтальными линиями доску) с помощью специальных фишек.

Несмотря на то что правила го достаточно простые, по числу возможных позиций и партий игра превосходит шахматы, и поэтому до недавнего времени го оставалась настоящим вызовом для искусственного интеллекта.

В 2014 году Google приобрела компанию Deep Mind, которая занимается разработкой искусственного интеллекта. Приобретение позволило корпорации продвинуться в создании виртуального разума и уже принесло свои плоды. Компьютерная программа Alpha Go, усовершенствованная Google, смогла победить профессионального го-игрока, трехкратного чемпиона Европы в матче из пяти партий Фань Хуэя. Статья, авторы которой рассказывают о программе, была опубликована в журнале Nature. Программа способна оценивать расположение камней на доске и выбирать наиболее подходящие в данной ситуации ходы.

Нейронные сети Alpha Go превосходят другие программы игры в го, например Pachi и Fuego, благодаря тому что она учится играть, основываясь на информации о партиях, разыгранных людьми, а также анализирует информацию о собственных играх.

Alpha Go выиграла вчистую 99,8% турниров против программ-аналогов, в основе которых лежит метод Монте-Карло, а трехкратного чемпиона Европы Фань Хуэя разгромила в матче из пяти партий со счетом 5:0.

Шахматный суперкомпьютер Deep Blue, созданный IBM и обыгравший в 1996 году чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова (признан в РФ иностранным агентом), уступает Alpha Go, так как опирается на алгоритм. Один из исследователей компьютерного го, Джон Даймонд, прокомментировал:

«До сих пор многие программы не могли обыграть игроков-любителей. Я предполагал, что в ближайшие пять — десять лет компьютер не сможет победить профессиональных игроков, однако сейчас победа искусственного интеллекта кажется неизбежной».

Хоть машина и смогла переиграть человека в го, это не означает, что наступит конец игры между людьми. Победа компьютера в шахматном турнире 1996 года послужила стимулом для игроков учиться на компьютерных программах. Вероятно, подобные перспективы ожидают и компьютерное го. Тем не менее этот прорыв, наряду с методами Монте-Карло и древовидным поиском, вносит существенный вклад в области, не связанные со стратегическими играми.

В дальнейшем пройти испытание программой Alpha Go предложили Ли Седолю — он считается лучшим в мире игроком в го за последнее десятилетие.

Турнир должен состояться в марте. Сам игрок признает, что Alpha Go совершает революцию в истории игры, однако секретарь Корейской ассоциации падук (местное название игры го) предполагает: «Компьютер может выиграть одну или две партии, но не весь турнир».

Искусственный разум способен составить конкуренцию человеку не только в области игр — компьютер научился распознавать печатный и рукописный текст вне зависимости от языка, а также различать человеческие эмоции. Определенных успехов ученые достигли и в обучении машин — компьютерная модель, имитирующая головной мозг,

оказалась способной самостоятельно выучить английский язык и поговорить на нем.

Искусственная нейронная сеть с названием ANNABEL помогла исследователям понять механизм овладения языком без каких-либо алгоритмов. Другая нашумевшая программа, имитирующая человека, смогла пройти тест Тьюринга и убедить жюри, что с ними разговаривает 13-летний подросток Женя из Одессы.

*  признан в РФ иностранным агентом