Как в СССР елку наряжали

Как в СССР появились елочные игрушки

Екатерина Шутова
Николай Максимов/РИА «Новости»
О том, чем украшали елки во время Великой Отечественной войны и за что расстреляли инициатора возвращения украшенных деревьев, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Неурожай и Древо познания

Первое упоминание о наряженных елках встречается в западноевропейских хрониках ХVII века. В первое время все украшения были съедобными: на ветвях в основном развешивались яблоки как библейский символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Но вскоре елочные аксессуары «усложнились»: дерево стали убирать мишурой и разноцветными лентами. Особой популярностью пользовались свечи — символ ангельской чистоты — и звезда на макушке. В то же время изготавливали первые елочные игрушки в виде фруктов и овощей.

Кстати, по одной из версий,

искусственные плоды появились вследствие яблочного неурожая. Стеклодувы «компенсировали» отсутствие обычных фруктов искусственными — и так началось регулярное производство стеклянных вкусностей к празднику.

В 1850-е годы на елках начали появляться стеклянные украшения, а в 1880-е — электрические лампочки.

«Советского тут ничего не найти!»

В России в качестве новогоднего и рождественского украшения поначалу использовались лишь елочные ветки — и только к XIX веку петербуржцы стали наряжать настоящие елки. А с конца 1920-х годов рождественская елка оказалась под фактическим запретом как «буржуазный» и антисоветский обычай. Вот что писал про украшенное дерево поэт Демьян Бедный:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребеночком годочков пяти
Советского тут ничего не найти!

О елке часто говорили как о «поповском пережитке», а карикатуристы любили «издеваться» над наряженным деревом. Так, например, в 1930 году появилась знаменитая карикатура «Елка — приманка для простачков».

«Елка — приманка для простачков». Карикатура анонимного художника из книги Н. Амосов. Против рождественской ёлки. М., 1930. С. 24

Сталин и возвращение наряженной елки

Но в 1935 году советский государственный и партийный деятель Павел Постышев предложил вернуть традицию наряженной елки. Предложение было принято. Вот что пишет об этом Никита Хрущев:

«Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: «Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город». <…> Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. <…> Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?»

Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».

Так это и произошло. Постышев выступил в «Правде», другие газеты подхватили идею».

«В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку, — написал в «Правде» Постышев. — Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею...

Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Кстати, сам инициатор отмены запрета на установку новогодних елок был расстрелян в 1939 году в Бутырской тюрьме. По мнению историка Олега Хлевнюка, «Постышев пострадал за противодействие сталинскому курсу репрессий».

Коммунизм и новогодние украшения

31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: «Новогодняя елка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». А с 1947 года 1 января вновь стал выходным днем.

Перед советским правительством возникла сложная задача — превратить рождественскую елку в «коммунистическую». Но с этим делом справились на ура: игрушечные ангелочки трансформировались в фигурки советских пионеров, Вифлеемская звезда превратилась в красную кремлевскую. От искусственных фруктов и овощей отказываться не стали — плоды стали символизировать колхозное изобилие. А вот при Никите Хрущеве, кстати, на новогодней елке повисла кукуруза. Интересно, что после прихода к власти Леонида Брежнева (который практически полностью вытеснил с полей любимое однолетнее травянистое культурное растение Хрущева) игрушечная «царица полей» перестала быть популярной у советских семей.

С самого начала превращения рождественской елки в советскую начинают производиться украшения с портретами политических лидеров.

«В 1937 году была выпущена серия шаров с портретами членов Политбюро ЦК ВКП(б), а также большой шар с изображением Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина (как страшно, наверное, было тогда такой шар разбить!)»,

— пишет в книге «История елочной игрушки» доктор исторических наук Алла Сальникова.

Интересно, что в сталинские времена вышло пособие «Елка в детском саду». «Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой, — говорится в пособии. — На средних ветках надо вешать игрушки, не требующие детального рассматривания: бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей — аэропланы, парашюты, пограничника Карацупу с собакой Ингусом, паровозы и броневики. Новогодняя елка должна быть праздником счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях».

Бинты вместо игрушек

Во время Великой Отечественной войны в советской прессе появился следующий стишок:

У него игрушек нет
В торбе за плечами.
Партизанит старый дед
Зимними ночами.
Деду некогда, поверь,
Мастерить игрушки.
Не пройдет фашистский зверь
По лесной опушке!

Однако елочные игрушки все-таки производились — правда, теперь это были

изготовленные из жести танки, самолеты, собаки-санитары и солдаты. Было популярно вешать на праздничное дерево погоны, ордена, медали и фигурки, изготовленные из фронтовых бинтов.

«Как солдат немецкий детям елку возвратил»

А вот в Третьем рейхе штамповались елочные игрушки со свастикой, а также всевозможные стеклянные и фарфоровые танки, бомбы и ручные гранаты. Младенец Иисус превратился в голубоглазого арийского младенца, счастливо улыбающегося в золотой люльке.

Кстати, по воспоминаниям очевидцев, на оккупированных российских территориях нацисты разыгрывали советским детям сказку «Как детей чекист советский чудной елочки лишил, но затем солдат немецкий детям елку возвратил».

После окончания войны в СССР в моду вошли елочные игрушки по мотивам сказок Александра Пушкина и басен Ивана Крылова, а с наступлением оттепели появились елочные украшения в виде сосулек. Фабрики начали активно производить игрушечные самовары, чайнички и даже сахарницы.

В 1956 году вышел культовый фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».

«Пять минут, пять минут, это много или мало?» — пела героиня Леночка Крылова. Фабрики не заставили себя ждать — и на прилавках магазинов сразу же появились игрушечные часики, показывающие без пяти минут двенадцать.

Производители игрушек реагировали на каждое масштабное событие — например, после первого полета человека в космическое пространство на елках повисли фигурки Юрия Гагарина. А, наконец, к 1980 году возникла мода на мишуру, дождик, зеленые «шишки» и колокольчики.