«Авторов несло»: как Мухомора выдавили из «Улиц разбитых фонарей»

Как Юрию Кузнецову досталась роль «Мухомора»

Борис Шибанов
Кадр из сериала «Улицы разбитых фонарей» ОРТ
Актеру Юрию Кузнецову, исполнителю роли легендарного начальника питерского РУВД по прозвищу «Мухомор», 3 сентября исполняется 73 года. «Газета.Ru» рассказывает, как артист перебрался из Омска в Ленинград, чтобы сыграть в фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», а в результате стал одним из главных символов города.

Исполнитель роли подполковника милиции по прозвищу «Мухомор» в сериале «Улицы разбитых фонарей» Юрий Кузнецов стал для миллионов телезрителей составной частью образа Санкт-Петербурга, несмотря на то, что сам он приехал в Ленинград, уже будучи состоявшимся театральным актером.

Интерес к сцене возник у Кузнецова в десятом классе на постановке «Король лир» в Национальном театре драмы Абакана. Под впечатлением от увиденного он попросил у родителей купить билет до Владивостока, где и поступил в середине 1960-х на актерский факультет Дальневосточного педагогического института искусств.

После окончания учебы в 1969 году он был принят в труппу Хабаровского городского драматического театра, откуда через десять лет перешел в Омский театр драмы, где его фотографию в фойе увидел второй режиссер фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» Виктор Аристов, который и заинтересовался Кузнецовым.

«Моя фильмография, растиражированная в интернете, начинается с глупости. Мол, я снимался в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» у Никиты Михалкова. Не было этого, у Великого я не снимался. Моим первым фильмом, если считать по съемкам, а не по году выхода на экран, был «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Юрьевича Германа. Обо мне ассистентки шептались: «О, смотри-ка, ни кожи ни рожи, а у Германа снимается. Значит, в нем что-то есть…», — говорил актер в интервью «7 дней».

В Ленинград Кузнецов, приехал имея за спиной большой театральный опыт — он играл в постановках по Толстому, Чехову, Вампилову и Маяковскому. Город вызвал у него яркие чувства.

«Впечатления были настолько сильные, что дрожь пробирала. Помню, у Казанского собора я смотрел на школьника, который просто шел мимо, и завидовал: «Боже мой, он здесь родился и в этой красоте живет, а я краем, краем…», — признавался он.

Художественный совет утвердил Кузнецова на главную роль (которая в итоге досталась Андрею Болтневу), но Герман решил, что тот лучше подойдет на роль начальника милиции. Режиссерский глаз не подвел мастера в определении наиболее запоминающегося образа для актера.

После съемок в «Противостоянии» на Кузнецова обратил внимание Олег Басилашвили, который «замолвил слово» за него в Ленинградском академическом театре комедии. В результате актер на постоянной основе переехал жить в Петербург.

«Известие о переезде в Ленинград моя жена Валентина и дочка Наташа восприняли тяжело. В Омске наш быт был налажен, имелась замечательная квартира. А в Ленинграде пришлось год жить на чердаке Театра комедии», — говорил он об этом периоде своей жизни.

Через год семье дали комнату в квартире с 70-летней соседкой, отношения с которой совершенно не сложились — женщина нарочно занимала все четыре конфорки на плите, после возвращения Кузнецова с ночных съемок громко включала радио по утрам, а подарки от сожителей, которыми семья актера пыталась задобрить ее нрав, выкидывала в унитаз.

«Не помогала никакая дипломатия. Сейчас это вспоминать забавно, а тогда казалось катастрофой. Хотелось стать Раскольниковым. Нервы мои были на пределе, но я держался. Помогала работа. Ее было всегда много», — говорил актер.

После того, как он встретил свою вторую жену и оставил квартиру бывшей супруге, Кузнецову пришлось на год поселиться в деревне под Ярославлем, где они жили в «полуразвалившейся хатке», которая досталась его новой пассии в наследство от бабушки. А в 1995 году он узнал, что снова станет отцом.

«Казалось бы, и так жить не на что, к этому времени я был должен уже половине города. А тут еще маленький ребенок. Но удивительным образом с появлением Сашеньки жизнь стала налаживаться. Меня пригласили в сериал «Улицы разбитых фонарей», благодаря чему я и долги раздал, и на много лет вперед получил какую-то стабильность», — рассказывал он.

Как признавался актер в интервью изданию «Теленеделя», он постепенно выписывал характер «Мухомора», который изначально был придуман сценаристами как «отвратительный тип, хмурый, занудный и глуповатый».

Некоторые детали придумывались на ходу. Так, например, манера носить очки на самом кончике носа, которая потом перекочевала в другие российские фильмы и сериалы, появилась у его персонажа из-за сложности со сценарием — актер раскладывал листочки с текстом на столе и подглядывал в них через опущенные стекла.

«Задумка принадлежала Александру Капице, он стал первым продюсером ленты. Как-то даже Алексей Юрьевич Герман (человек суровый, немногословный, нечасто выражал эмоции и тем более одобрение), встретив меня на «Ленфильме», сказал: «Капице надо вручить золотую премию — за ту картину, очень достойную». Это Герман говорил, который вообще-то свысока относился к сериалам!» — говорил он в интервью «Собеседник.ru».

Сложности возникли после прихода других продюсеров, когда умер Капица. По словам Кузнецова, они превратили съемки в «настоящий конвейер» — новые режиссеры и сценаристы не смотрели предыдущих серий, чтобы «не замыливать взгляд».

«Они прописали моему герою вторую жену, затем третью… Я пытался спорить: «Мухомор — он же типичный однолюб, и жена у него может быть только одна!» Но меня даже не слушали. Авторов несло. Ларина теперь вывели каким-то донжуаном в погонах — одна подруга, вторая, третья, пятая... У Дукалиса появлялись мамы, сестры, чуть ли не в каждой серии разные. И сдулся сериал», — отмечал актер.

После «Улиц разбитых фонарей» начался проект «Опера. Хроники убойного отдела», где Кузнецов снова появился в полюбившемся зрителям образе, а оттуда он перекочевал в «Литейный, 4», где продержался только один сезон. После того, как были сняты первые 11 серий, он стал учить текст для второго сезона, однако перед съемками ему не перезвонили с телеканала. Он пытался узнать о том, что происходит у продюсеров и коллег по съемочной площадке, но ответа от них не добился. Только из слухов он узнал, что из-за несговорчивости его решили заменить другим актером, а съемки уже идут полным ходом.

«Почему бы не заявить об этом прямо? Зачем врать? Мне действительно не нравились тексты, которые для «Литейного, 4» писали розовощекие мальчики-сценаристы. Не нравилось то, что чуть не каждую новую серию снимал новый режиссер. Я спрашивал: «Вы смотрели прошлые выпуски, чтобы понимать характер персонажей?» — «Еще чего, буду я вкус портить!» — звучало в ответ», — рассказывал он об этой ситуации.

О популярности своего героя сам Кузнецов говорит спокойно:

«Обидно, что меня мало кто видел в фильме Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание» в роли Мармеладова. Мне бы было достаточно сыграть ее одну. Но зритель считает иначе… «Ну что поделать? К прекрасному актеру Александру Демьяненко привязался Шурик, к Тихонову — Штирлиц, а ко мне — Мухомор… Я играл эту роль много лет»

По словам актера, он благодарен своей судьбе за все роли, которые сыграл, и отдельно за то, что ему не приходилось играть «совсем уж мерзавцев». В 2012 году его жена умерла в возрасте 54 лет, и Кузнецов остался с дочерью, которая помогла ему справиться с тяжелым периодом.

Несмотря на недовольство состоянием современного российского кинематографа, Кузнецов продолжает активно работать и сниматься — правда признается, что играть ему хочется героев, но сам он не понимает, кого можно было бы так назвать сегодня.