«За семь лет мы выросли в серьезный самостоятельный проект»

Какое будущее ждет журнал The Hollywood Reporter Russia

Мария Лемешева, главный редактор уже ex-The Hollywood Reporter Russia, рассказала «Газете.Ru» о переменах, которые ждут журнал после перезапуска под самостоятельным новым национальным брендом «Кинорепортер».

– Обновление журнала стало неожиданной новостью – The Hollywood Reporter Russia, уважаемое издание, завоевавшее себе имя. Почему было принято такое решение?
– После многолетнего плодотворного сотрудничества с головным офисом The Hollywood Reporter мы приняли решение не продлевать лицензию на будущий год. Решение, безусловно, было непростым. Семь лет мы развивали и пестовали наш журнал, который за эти годы вырос в серьезное самостоятельное профессиональное издание.

Из узкоспециализированного издания мы вырастили бренд, узнаваемый и популярный среди широкого круга любителей киноискусства. Сегодня это не просто журнал о кино, это равноправный участник киноиндустрии, который вносит ощутимый вклад в ее развитие.

По нашей инициативе были учреждены уважаемые и авторитетные в профессиональных кругах премии «Событие года» и «Аванс». В разные годы мы выступали идеологами и организаторами различных культурно-просветительских проектов, в том числе и федерального масштаба, – выставок, фестивалей и т. д. Журнал был партнером крупнейших национальных и международных профессиональных мероприятий. Укрепление нашего влияния в сфере кино и телевидения подтолкнуло нас к решению стать полностью самостоятельными. Нельзя снимать со счетов и изменение геополитической ситуации, которое наглядно показало, что продлевать лицензию невыгодно ни в экономическом, ни в творческом плане.

– Какие ограничения накладывала лицензия на деятельность редакции российской версии журнала?

– Лицензия ограничивала нас географически: мы могли осуществлять свою деятельность исключительно на территории СНГ. Под брендом российского издания не могли проводиться специальные мероприятия в рамках крупнейших зарубежных кинособытий, все заявки на интервью с крупными зарубежными звездами маркировались пониженным приоритетом – предпочтение всегда отдавалось головному офису журнала в Америке.

Также были ограничения по оформлению обложки – редакция не имела права ставить на лицевую страницу издания фотографии российских кинозвезд не мирового уровня. Единственное послабление, которое за семь лет было нам сделано, – это обложка с портретом Никиты Михалкова как обладателя «Оскара».

Повторюсь, что за эти семь лет мы выросли в серьезный самостоятельный проект, которому надо двигаться дальше и участвовать в развитии нашей и международной киноиндустрии, не оглядываясь на лицензиара.

– Страшно уходить в свободное плавание?
– Мы совершенно не боимся выйти из-под крыла бренда The Hollywood Reporter. И это кажется мне очень важным. Наш опыт позволяет нам быть уверенными в будущем.
Ведь фактически с лицензией в 2011 году мы приобрели только название и возможность льготного доступа к контенту, который создавался нашими американским коллегами. С самого начала мы приняли для себя стратегическое решение, что содержание и наполнение нашего журнала будем создавать полностью с нуля.

То, что вы видели в российской версии The Hollywood Reporter, – это все наш авторский подход.

Мы всегда самостоятельно формировали редакционную повестку. Касается это и основного дизайн-решения, вплоть до шрифтов и объема издания. Все эти годы зарубежные коллеги высоко оценивали российское издание и с точки зрения оформительского решения, и с точки зрения содержания. Мы благодарны за ту творческую свободу, которую они предоставили нашему журналу.

— Как вы себе представляете среднестатистического читателя The Hollywood Reporter и будет ли он отличаться у обновленного журнала?
– Начну с того, что мы запускали The Hollywood Reporter, понимая, что это узкопрофильное издание для «знатоков», и нас ждет большой путь к широкой аудитории. И здесь не могу не отметить, что нам удалось за семь лет превратить российскую версию The Hollywood Reporter не только в высокоцитируемое издание, но и узнаваемое и читаемое десятками тысяч любителей кино. Редакционная команда, безусловно, вложила в развитие журнала профессиональные силы и еще больше душевные.

Не будет преувеличением сказать, что каждый сотрудник редакции не просто работает над каждым выпуском, а проживает каждый день жизнью журнала.

Безусловно, в какой-то степени мы оказались в нужное время в нужном месте. Мы выходили на российский рынок и на российскую аудиторию в период формирования осознанного интереса к сфере кино и как к виду искусства, зачастую не развлекательного характера, и как к глобальной индустрии. То есть наш журнал стал одним из тех изданий, которые могли удовлетворить запрос как профессионального сообщества, так и широкой общественности на качественную и многообразную информацию о кино и киноиндустрии в целом.

Кроме того, за эти годы наше издание смогло занять определенные профессиональные позиции. Мы стали авторитетным журналом, читаемым экспертами киноиндустрии. Уверена, что мы не только сможем сохранить эти позиции, но и сделаем большой шаг вперед. Нам бы очень хотелось, помимо прочего, аккумулировать вокруг себя в том числе и профессиональное журналистское сообщество, активно развивая национальную сферу киножурналистики.

Журнал приобрел стабильную читательскую аудиторию и среди любителей кино, искусства. В первую очередь здесь речь идет именно о людях, имеющих огромное желание узнавать кино во всем его многообразии, погружаться в него, понимать и анализировать и сами кинокартины, и саму сферу. То есть нашими читателями стали не просто люди, желающие узнать о новых релизах или о каких-то «горячих» историях из мира кино, а те, кто тяготеют к качественной вдумчивой киножурналистике, позволяющей прочувствовать характер киноискусства.

– Нет опасений потерять аудиторию читателей – приверженцев The Hollywood Reporter?
– Опасения? Их, скорее, нет. Безусловно, нам предстоит большая работа в связи с выводом на рынок нового бренда. Поскольку содержательно концепция журнала в своей основе останется неизменной, но расширится за счет новых сфер искусства и географии контента, уверена, это позволит нам и сохранить, и расширить читательскую аудиторию. В свою очередь мы планируем к запуску и ряд digital-проектов, которые тоже, надеюсь, будут интересны нашим читателям.

– Качественные толстые журналы один за другим уходят в прошлое. Обновленный журнал также остается в печатной версии. Что помогает сохранить оптимизм?
– Не буду скрывать, я приверженец «живых изданий». И потому, что качественные толстые журналы один за другим уходят в прошлое, убеждена, мы должны сохранять печатную версию журнала как можно дольше. Более того, печатная версия журнала станет локомотивом нашего нового бренда. Мы будем выходить так же раз в месяц с периодическими приложениями.

Я бы очень хотела, чтобы нынешнее поколение читателей не забывало, как это – держать в руках хороший и с точки зрения содержания, и с точки зрения полиграфического воплощения печатный журнал. Это совершенно неповторимая эстетика, философия.

Журнал располагает к вдумчивому чтению, не на бегу, не в режиме «скролла». Дает возможность получить и визуальное удовольствие. Мы всегда огромное внимание уделяли фотопроектам журнала, многие из которых стали открытиями, запечатлев совершенно неповторимую атмосферу творения и харизму, энергетику наших героев.

Не говорю уже о дизайне, верстке, подборе шрифтов, художественным зарисовкам.

У нас есть по-настоящему коллекционные номера, которые читатели собирают, ищут недостающие. И мы понимаем, насколько наш труд востребован. Это, безусловно, стимул.

– Ну а что же диджитал-революция?
– Мы хорошо понимаем, что сегодня живем в мире глобальной цифровизации. И большинство из нас уже привыкли использовать цифровые платформенные решения – различные вариации на тему интернет-магазинов. Поэтому мы решили, что печатная версия журнала остается и будет приоритетной, как я уже говорила ранее, а вот способом распространения станет цифровая подписка, которая гарантирует доставку журнала каждый месяц до дверей подписчиков. К тому же мы запустим, повторюсь, и новые цифровые проекты. Такое органичное сочетание новых тенденций и традиций.

– Какие выставки, фестивали, другие медийные события планируете? Как обновятся уже привычные всем мероприятия, организатором которых был The Hollywood Reporter?
– Все учрежденные по нашей инициативе премии – «Событие года» и «Аванс», безусловно, продолжат свое существование. Данные проекты были когда-то инициированы нашей редакцией, и мы же стали их идеологами.

В планах их развитие и масштабирование на территории евразийского пространства.

Мы продолжим вести и просветительскую деятельность. Уже сейчас мы готовимся к церемонии вручения премии «Событие года – 2018» и в самом ближайшем будущем презентуем ряд уникальных спецпроектов.

– Какие еще преимущества откроются перед журналом после снятия ограничений, накладываемых лицензией?
– Так как мы больше не будем ограничены лицензией, то планируем активно интегрироваться с нашими специальными мероприятиями в международные и региональные профессиональные события.

В планах также расширить и тематику мероприятий. Это в первую очередь связано с корректировкой содержательной стратегии журнала.

Мы предполагаем, что издание расширится за счет рубрик, посвященных театральному и музыкальному искусству, а также рассказов о телевизионной и web-продукции, в частности, о таком популярном направлении, как веб-сериалы.

– Как вы определяете стратегическую цель нового журнала?
– В обновленной версии журнал предполагает сосредоточиться на популяризации российского кино, активнее знакомить читателей с творчеством профессионалов евразийского пространства. Мы хотим объективно рассказывать о нашей киноиндустрии, бережно взращивая любовь к нашим отечественным картинам, возвращая зрителей в кинотеатры на российские киноленты.