Не дыши, а то — конец: лучшие ужасы 21-го века

Лучшие фильмы ужасов для просмотра в пятницу 13-го

Кадр из фильма «Бабадук» (2014) Causeway Films
Трудности одиноких матерей, проблемы взросления, семейные тайны, заброшенные психбольницы и нуар про вампиров — «Газета.Ru» выбрала самые оригинальные и малоизвестные хорроры 21-го века для просмотра вечером в пятницу 13-го.

«Бабадук» («The Babadook»), Дженнифер Кент (2014)

Пожалуй, один из важнейших фильмов 10-х годов — австралийский хоррор «Бабадук», о котором многие слышали, но мало кто смотрел. Картина получила невероятно высокие оценки критиков по всему миру и стала настоящим прорывом в жанре ужасов.

<1>

Но как это обычно бывает, лучшими становятся фильмы, которые, даже несмотря на свою жанровую принадлежность, рассказывают об универсальных вещах, применимых к обычной жизни, в какую бы мистическую обертку они ни были заключены.

«Бабадук» иногда очень сильно пугает, выдерживает стилистику хоррора, но, главным образом, говорит о тех проблемах, с которыми сталкиваются женщины, вынужденные в одиночку воспитывать детей.

«Оно» («It Follows»), Дэвид Роберт Митчелл (2015)

Это не экранизация одноименного романа Стивена Кинга, но (спасибо локализаторам!) по названию увлекательный молодежный хоррор Дэвида Роберта Митчелла можно спутать с популярным произведением. Феноменальный малобюджетный фильм, «Оно» постоянно прикидывается стандартным ужастиком про преследующего тинейджеров маньяка, либо — как в данном случае — некую мистическую сущность.

<2>

И снова фильм тщательно прикидывается хоррором, но в то же время переворачивает с ног на голову все каноны жанра. Митчелл вплетает сюда даже элементы мелодрамы про американских школьников, но подчиняет это все своей внутренней жесткой логике, которая поначалу может даже несколько раздражать зрителя. Подростки ведут себя порой совершенно по-идиотски, пытаясь заманить монстра в ловушку, но это лишь следствие их полнейшей растерянности от того, что они совершенно не представляют, с чем столкнулись. Митчелл снял классический фильм о взрослении и проблемах старшеклассников, обернув его в форму хоррора.

«Реинкарнация» («Hereditary»), Ари Астер (2018)

Главная сенсация этого года — «Реинкарнация» Ари Астера, которая вышла на российские экраны 7 июня. Фильм прежде всего выделяется шикарными актерскими работами Милли Шапиро, Тони Коллетт и Гэбриела Бирна.

<3>

Картина имеет классическую для хоррора завязку о проклятом доме, но далее раскрывает скелеты в шкафу семьи главной героини и обнаруживает нависшее над ней страшное проклятие. Многие признали «Реинкарнацию» чуть ли не самым страшным фильмом за последнее десятилетие.

«Тебе конец» («You're Next»), Адам Вингард (2013)

Зарекомендовавший себя неплохим независимым автором ужасов Адам Вингард получил свой первый $1 млн на съемки картины «Тебе конец», и молодой режиссер не разочаровал продюсеров.

<4>

Вингард по-новому взглянул на стандартный сюжет нападения банды на тихий дом, включив в него очень развернутый рассказ об отношениях внутри большой семьи героев, который сам по себе мог бы лечь в основу занятного минисериала. Но на этом режиссер не останавливается и представляет зрителю во всех отношениях адекватного главного героя, ведущего себя совершенно по-человечески в критической ситуации.

«Девятая сессия» («Session 9»), Брэд Андерсон (2001)

Одно из первых творений американца Брэда Андерсона стало лучшим хоррором начала нулевых. За смешные по современным меркам деньги Андерсон смог создать угнетающую атмосферу заброшенной психбольницы, которую спецбригада рабочих была нанята очистить от вредного асбеста.

<5>

Один из работников обнаруживает аудиозаписи со времен функционирования заведения, и этот случай выпускает наружу нечто, что превращает коллег в заклятых врагов и параноиков. Андерсон воплотил настоящий хичкоковский саспенс на экране, и за этим наблюдать страшно интересно.

«Ведьма» («The VVitch: A New-England Folktale»), Роберт Эггерс (2015)

Еще один представитель ренессанса малобюджетного хоррора 10-х. Дебют 32-летнего Роберта Эггерса возвращает зрителя в Новую Англию 17-го века. Семья колонистов покидает плантацию, чтобы зажить уединенной жизнью на ферме рядом с лесом. Вскоре у семьи исчезает младший ребенок.

<6>

Сенсация фестиваля независимого кино в Санденсе не использует заезженные внезапные вопли и появления монстров из ниоткуда, но зловещая атмосфера фильма не раз вызовет у зрителя мурашки по спине.

«История двух сестер» («A Tale of Two Sisters»), Ким Джи Ун (2003)

Куда же без восточного хоррора? Один из ярчайших представителей корейской школы ужасов «История двух сестер» Ким Джи Уна заставил встать волосы дыбом не у одного зрителя.

<7>

Интересно, что картина во второй своей половине плавно переходит в триллер, но это не мешает ей по-настоящему пугать. К слову, чтобы разобраться в происходящем, может потребоваться не один просмотр. Если вы, конечно, осмелитесь.

«Девушка возвращается одна ночью домой» («A Girl Walks Home Alone at Night»), Ана Лили Амирпур (2014)

Потрясающая картина иранского автора Аны Лили Амирпур «Девушка возвращается одна ночью домой» предлагает необычный взгляд на вампиров, да и на родину режиссера в целом. Амирпур создала настоящую вселенную из вымышленного иранского города Бэд Сити — эдакого Города Грехов Фрэнка Миллера с упырями.

<8>

Визуально лента отличается почти от всех фильмов ужасов. Как ее только не называли критики: нуар-хоррором, хоррор-вестерном, даже трибьютом Джеймсу Дину. В любом случае, этот фильм надо смотреть, чтобы понять, что такое классная работа режиссера.

«Не дыши» («Don't Breathe»), Федерико Альварес (2015)

Неожиданный хит бокс-офиса 2015 года «Не дыши» Федерико Альвареса предлагает зрителю полный саспенса, тревоги, а в конце — отвращения — трип в дом слепого ветерана. Компания подростков проникает в него с целью украсть большую сумму денег, которая, по слухам, там спрятана. Ну а дальше…

<9>

Фильм словно прокатывает публику по американским горкам, несколько раз меняя отношение к героям, и в конце остается чувство полного эмоционального истощения и даже облегчения от того, что страшная поездка закончилась.

«Спуск» («Descent»), Нил Маршалл (2005)

Для ценителей жанра «Спуск» британца Нила Маршалла — это живая классика. Широкому зрителю это название может ни о чем не сказать. До того, как Маршалл стал снимать серии к «Игре престолов», «Ганнибалу», «Миру Дикого Запада» и другим сериалам, он любил попугать зрителя нетривиальными фильмами ужасов. «Спуск», пожалуй, стал своеобразным «магнум опус» британца.

<10>

Компания подруг, которая любит проводить отпуск в экстремальных поездках, отправляется в дикие горные хребты, где находит вход в целую сеть подземных пещер. Постепенно выясняется, что там кто-то живет. Да и это, пожалуй, не главное. Картина задает серьезный вопрос: как матери справиться с потерей ребенка?