Василий Суриков: мастер, который везде искал красоту

170 лет назад родился великий художник Василий Суриков

Ксения Кислицына
Василий Иванович Суриков. «Степан Разин», 1906 / Русский музей
В его честь назван кратер на Меркурии и институт в Москве, его работы хранятся в десятках музеев, а правнуки Андрон Кончаловский и Никита Михалков известны не меньше своего прадеда — 24 января исполняется 170 лет со дня рождения одного из главных русских художников Василия Сурикова. «Газета.Ru» вспоминает его лучшие работы.

Художник Василий Суриков — из рода енисейских казаков. Родился в Красноярске, учился в Петербурге, расписывал храм Христа Спасителя в Москве.

«В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый, — рассказывал он. — И край-то у нас какой. Енисей течет на пять тысяч верст в длину, а шириною против Красноярска — верста. Берега у него глинистые, розово-красные. И имя отсюда — Красноярск. Про нас говорят: «Краснояры сердцем яры» (из монографии Максимилиана Волошина «Суриков»).

Василий Иванович Суриков (1848–1916). Автопортрет, 1879 год РИА \«Новости\»/Государственная Третьяковская галерея

Рисовать Суриков начал в раннем детстве. «Еще, помню, совсем маленьким был, на стульях сафьяновых рисовал, пачкал. Мне шесть лет, помню, было, я Петра Великого с черной гравюры рисовал», — вспоминал художник, рассказы которого Волошин записывал в январе 1913-го и опубликовал после смерти художника.

Первым учителем рисования Сурикова стал Николай Гребнев из красноярского уездного училища. Когда в городе открылась гимназия, Суриков поступил в 4 класс, но позже ушел. Денег на оплату учебы у семьи не было — отец скончался, когда мальчику было 11 лет — и Суриков начал работать писцом в губернском управлении.

Делу помог енисейский губернатор Павел Замятнин, который, увидев рисунки Сурикова, нашел мецената — красноярского золотопромышленника Петра Кузнецова. Он оплатил обучение юноши в петербургской Академии художеств.

И он же приобрел первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870).

Во время учебы в Академии Суриков получил прозвище Композитор — говорят, слишком большое внимание уделял композиции. Кроме того, в его послужном учебном списке — 4 серебряных медали и несколько денежных премий. 4 ноября 1875 года талантливый красноярец окончил Академию художеств в звании классного художника первой степени.

Иллюминация московского Кремля (1883)

Василий Иванович Суриков. «Иллюминация Московского Кремля», 1883

После Петербурга Суриков оказался в Москве. «Я в Москву приехал — прямо спасен был… Памятники, площади — они мне дали ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления. Я на памятники, как на живых людей смотрел — расспрашивал их: Вы видели, вы слышали, — вы свидетели. Только они не словами говорят… стены я допрашивал, а не книги… В Москве очень меня соборы поразили. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. Как я на Красную площадь пришел, все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось…» (из книги Максимилиана Волошина «Суриков»).

Москва стала для Сурикова вторым домом. Здесь он прожил большую часть своей жизни и создал самые главные свои работы.

Утро стрелецкой казни (1881)

Василий Иванович Суриков. \«Утро стрелецкой казни\», 1881 / Третьяковская галерея

В детстве Суриков ходил вместе с друзьями наблюдать за казнью преступников. «Нравы жестоки были, — рассказывал Суриков. — Казни и телесные наказания на площадях публично происходили. Эшафот недалеко от училища был. Там на кобыле наказывали плетьми. Бывало идем мы, дети, из училища, кричат: «Везут! Везут!» Мы все на площадь бежим за колесницей. Палачей дети любили. Мы на палачей как на героев смотрели. По именам их знали: какой — Мишка, какой — Сашка. Рубахи у них красные, порты широкие. ...Мы на них с удивлением смотрели — необыкновенные люди какие-то. ...И ужаса никакого не было. Скорее восторг. Нервы все выдерживали.

...Помню, одного драли, — рассказывал Суриков, — он точно мученик стоял. Не крикнул ни разу.

И мы все мальчишки на заборе сидели. Сперва тело красное стало, а потом синее: одна венозная кровь текла» (из книги Волошина «Суриков»).

Между тем, в картине «Утро стрелецкой казни», которая сделала художника знаменитым, он не стал изображать казнь. По словам Сурикова, ему хотелось передать «торжественность последних минут, а совсем не казнь».

«Когда я «Стрельцов» писал, — рассказывал он мне, — я каждую ночь во сне казни видел. Ужаснейшие сны. Кровью кругом пахнет» (из книги Волошина «Суриков»).

Картина стала первым большим историческим полотном художника — он планировал закончить полотно зимой 1878 года, но в итоге работал над ней три года. На выставке работа сразу же была куплена Третьяковым.

Боярыня Морозова (1887)

Василий Иванович Суриков. \«Боярыня Морозова\», 1887

«Боярыня» появилась на 15-й выставке художников-передвижников и сразу же получила самые восторженные оценки современников. Так критик Стасов писал: «Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще».

Впервые о боярыне Морозовой художник услышал от своей тетки Ольги Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учебы в уездном училище. Другая его тетка — Авдотья Торгошина — стала прототипом боярыни.

»...А юродивого я на толкучке нашел — огурцами он там торговал. Вижу — он. Такой череп у этих людей бывает. Я говорю: идем. Еле уговорил его. ...В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ему ноги натер» (из книги Волошина «Суриков»).

Портрет О. В. Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве, 1888

Василий Иванович Суриков. Портрет О. В. Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника в детстве, 1888

«Я мальчиком еще, помню, все в лица вглядывался, — говорил он. — думал, почему это так красиво. Каждого лица хотел смысл понять. Знаете, что значит симпатичное лицо? Это то, где черты сгармонированы. Пусть — нос курносый, пусть — скулы, а все сгармонировано. Это и есть то, что греки дали, — сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти» (из книги Волошина «Суриков»).

Суриков-портретист всегда находился в тени другого Сурикова — прежде всего, художник известен как мастер исторических работ. Среди самых известных его картин, кроме «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой» — «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком» (1895), »Степан Разин».

Над «Покорением Сибири» Суриков работал с 1891 по 1895 год. «Он изъездил всю Сибирь, собирая материалы. Ездил в Тобольск и по Оби для пейзажа. В 92-м году — на Дон собрать казацкие типы, в 93-м году — на самый север Сибири рисовать остяков, в 94-м — снова в Тобольск и по Иртышу» (из книги Волошина «Суриков»).

Взятие зимнего городка (1891)

Василий Иванович Суриков. \«Взятие снежного городка\», 1891

После смерти жены Суриков в начале лета 1889 года на некоторое время вернулся в Красноярск, где прожил до осени 90-го и написал «Взятие снежного городка». На картине изображена старинная масленичная игра, которую художник впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Снежный городок был построен во дворе дома Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.

Картина получила именную медаль на международной выставке в Париже в 1900 году.

Севилья (1910)

Василий Иванович Суриков. \«Севилья\», 1910

Суриков-акварелист почти не известен широкому кругу. В 1880-1890-х гг. художник совершил большое путешествие по Италии, Франции и другим странам Европы, откуда привез множество акварелей.

Переход Суворова через Альпы (1899)

Василий Иванович Суриков. «Переход Суворова через Альпы», 1899

Французский критик Делинь называл Сурикова «могучим воскрешателем прошлого». Картину «Переход Суворова через Альпы» Суриков задумал в октябре 1895 года. Прототипом Суворова стал 82-летний красноярский отставной казачий офицер Федор Спиридонов.

«Суворов у меня с одного казачьего офицера написан, — рассказывал он. — Он и теперь еще жив. Ему под девяносто лет. Но главное у меня в картине — движение. Храбрость беззаветная — покорные слову полководца идут» (из книги Волошина «Суриков»). Работа над картиной была закончена в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Работа выставлялась в Петербурге и Москве — приобрел ее император Николай II.

Василий Суриков скончался в марте 1916 года в Москве от хронической ишемической болезни сердца. Последними словами художника стали: «Я исчезаю».