Свобода, равенство, братство и кино

Главные достижения французского кино за последние 10 лет

Кадр из фильма «Праздничный переполох» (2017) «Пионер»
В новогодние каникулы в прокат выходит комедия «Праздничный переполох» от французских режиссеров Оливье Накаша и Эрика Толедано, шесть лет назад снявших культовую картину «1+1». В преддверии премьеры «Газета.Ru» рассказывает о самых ярких событиях в современном французском кинематографе.

«Артист» («The Artist»), Мишель Хазанавичус

Несмотря на то, что ленту «1+1» принято считать виновной в возрождении моды на французское кино, все же главным достижением соседей англичан на этом поприще является «Артист» Мишеля Хазанавичуса, также вышедший в 2011 году.

Картина победила в пяти номинациях на «Оскар» из десяти, отхватив статуэтки за лучший фильм, костюмы и саундтрек,

а Хазанавичус и Жан Дюжарден — режиссер и исполнитель главной роли соответственно — получили первые (и пока единственные) награды Американской киноакадемии в своей карьере.

<1>

«Артист» наглядно продемонстрировал, что современный зритель способен воспринимать черно-белое кино без озвученных диалогов и не растерял интереса к наполненным ностальгией и ретро-шиком историям о середине прошлого столетия.

«Жизнь Адель» («La vie d'Adèle — Chapitres 1 et 2»), Абделатиф Кешиш

Любовная мелодрама француза тунисского происхождения Абделатифа Кешиша в 2013 году наделала много шума, получив «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и восторженную реакцию критиков.

<2>

Невероятно трогательная и искренняя история о любви двух девушек, трепетно перенесенная на экран со страниц графического романа художницы и писательницы Жюли Маро «Синий — самый теплый цвет» (хотя на самом деле должно быть, конечно, «Голубой — это теплый цвет»).

Вот уже четыре года лента, затмившая собой революционную в некоторой степени «Комнату в Риме», остается эталоном фильмов об однополых отношениях, уступая разве что линчевскому шедевру «Малхолланд Драйв», — но это все же совсем другое кино.

«Бобро поржаловать!» («Bienvenue chez les Ch'tis»), Дэни Бун

Чудесная режиссерская работа одного из главных французских комиков — Дэни Буна — самый кассовый фильм в истории кинематографа этой страны.

Лента заработала во всем мире больше $245 млн, что для французского кинематогрофа — абсолютный рекорд.

Россия в эту цифру внесла не самую значительную лепту (всего порядка $269 тыс.), что является вполне логичной реакцией на бурную фантазию отечественных прокатчиков, — дословно название переводится как «Добро пожаловать к Ш'тям».

<3>

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что эту картину вообще невозможно адекватно перевести на какой-либо язык. Весь юмор тут строится на высмеивании высокомерных жителей юга и шепелявых обитателей севера, поэтому примерно 100 процентов гэгов в «Бобро поржаловать» — лингвистические. Наши переводчики сделали все, что было в их силах, но смотреть все же стоит в оригинале, наплевав на актеров из «6 кадров» в дубляже.

«LOL [ржунимагу]» («LOL (Laughing Out Loud) ®»), Лиза Азуэлос

Крайне милая трагикомедия про любовь подростков, которая и спустя десять лет не покидает ленты «девчачьих» пабликов «ВКонтакте», то и дело давая о себе знать скриншотами с яркими цитатами и песней «Dreamers» Жана-Филиппа Вердина.

<4>

Несмотря на присутствие всех обязательных для тинейджерского кино особенностей, которые могут отпугнуть зрителя постарше, лента Лизы Азуэлос каким-то удивительным образом получилась удобоваримой для всех возрастов.

Вероятно, из-за довольно правдоподобного и не однобокого отображения взаимоотношений «отцов и детей», где за «взрослую» часть отвечает гениальная Софи Марсо.

В 2012-м вышел американский ремейк картины (а это тоже показатель успеха — вскоре должны появиться и «Неприкасаемые» с Брайаном Крэнстоном), причем режиссером вновь выступила Азуэлос, но это уже совсем не то: Майли Сайрус в главной роли совершенно не к месту, а Деми Мур положение, к сожалению, не спасает.

«Безумная свадьба» («Qu'est-ce qu'on a fait au Bon Dieu?»), Филипп де Шоврон

Один из немногих (за последние годы) представителей жанра французской комедии в практически чистейшем виде — лента де Шоврона про мультикультурную семью.

<5>

Картина, безусловно, актуальная для Европы текущего десятилетия, изящно и манерно сглаживает многочисленные расистские шутки фирменной французской легкостью.

Правит балом тут главный Астерикс всех времен и народов Кристиан Клавье, отвечающий за основной процент неполиткорректности, — он играет почтенного нотариуса Клода Верней, который не то чтобы расист, но все же с трудом принимает тот факт, что все четыре дочери вышли замуж не за французов. Кончено, создатели не решились пойти до конца и прибегнуть к по-настоящему провокационному юмору, но это фильму, скорее, на пользу — в противном случае это была бы уже не совсем французская комедия.

P.S.

Говоря о современном французском кино, никак нельзя не упомянуть ряд важных личностей, фактически сформулировавших всеобщее представление о нем. Это, разумеется, в первую очередь Люк Бессон, давно перекочевавший в Голливуд (правда, так и не снявший там ничего лучше своих работ, сделанных на родине).

Не менее культовой фигурой является Жан-Пьер Жене, в первую очередь известный по «Амели» (к этому фильму уже и не подберешь не избитый эпитет), а ранее вместе с Марком Каро снявший давно ставшие классикой «Деликатесы» и «Город потерянных детей».

Особой производительностью отличается Франсуа Озон, за пределами своей страны известный, в первую очередь, по лентам «8 женщин» и «Бассейн», — за последние десять лет он срежиссировал девять фильмов.

И, конечно же, Эрик Толедано и Оливье Накаш — авторы «1+1» и предстоящего «Праздничного переполоха».

В центре сюжета новой картины — организатор мероприятий Макс (Жиль Леллуш). Его задача — устроить для молодой пары свадьбу в старинном замке XVIII века.

Разумеется, все идет не по плану: подчиненные бунтуют, проводка не выдерживает напряжения, мясо протухает в отключенном холодильнике, а до неприличия вредный жених то и дело высказывает свое «фи».

Несчастный Макс, который надеется после этого праздника уйти на покой (как раз в свой день рождения), носится по громадным залам и прилегающей территории и пытается сдержать надвигающуюся катастрофу.

Во всей этой суматохе прослеживается изящная зарисовка на тему современной Европы, а команда Макса предстает эдаким государством в миниатюре — со своими мигрантами, конфликтующими классами, внешними врагами и союзниками.

И хотя исход знаешь наперед (фильм не слишком отходит от привычной канвы «все идет наперекосяк, но в итоге само собой складывается как нельзя лучше»), наблюдать за героями Толеандо и Накаша — одно удовольствие.