Человек из штата Мэн

Стивену Кингу — 70: что стоит прочитать, кроме известных «Оно» и «Сияния»

Александра Борисова
«Король ужасов» или просто великий писатель? Стивену Кингу, самому известному — и самому экранизируемому — современному прозаику, работающему в жанре мистики, триллера и фантастики, исполняется 70 лет. «Газета.Ru» вспоминает заметные романы Кинга, которые могут увлечь и напугать не меньше, чем «Сияние» или «Оно».

Штат Мэн, старый дом, скрипучие половицы. Одна красивая женщина, один мальчик-аутсайдер, один городской сумасшедший или религиозный фанатик. Стивен Кинг не только «король ужасов», но и король — а может быть, даже и изобретатель — многих клише, после него кочующих из фильма в фильм и из книги в книгу. Да, его типические образы и штампы уже воспринимаются как родные — за 58 лет творчества Кинг создал узнаваемый мир из 55 романов (включая цикл «Темная башня» из 8 произведений) и около 200 рассказов.

«Кэрри» (1974)

Кадр из фильма «Кэрри» (1976) imdb.com

В заглавие романа вынесено имя главной героини — затравленной школьницы, которая, кроме того страдает от давления религиозной фанатички-матери. В момент, когда у нее начинается первая менструация, Кэрри обнаруживает у себя способности управлять предметами силой мысли. На первый взгляд, вполне безобидный дар — однако в момент, когда глумливые одноклассники достанут Кэрри окончательно,

она убьет их всех и сразу, не пошевелив ни одним пальцем.

Это первый роман Стивена Кинга, и встретили его холодно. Жестоких подростков, на которых в книге сделан один из главных акцентов, рецензенты назвали неправдоподобными (да-да, до эпохи «школьных расстрелов» оставалось еще добрых 20 лет). Слабой также называли структуру романа и манипуляцию вывернутым наизнанку архетипом Золушки. Жесткие критики разглядели прелесть книги уже после того, как Кинг выпустил несколько других работ. «Кэрри» действительно заслуживает уважения как очень новаторский и экспериментальный роман в жанре хоррора:

повествование здесь ведется сразу несколькими голосами, переплетаясь с языком газетных вырезок и научных статей --

не самый плохой пример постмодернистской стилистики. Да и сам образ Кэрри, меняющийся в зависимости от того, под каким углом и чьими глазами на нее смотреть, стал началом целой вереницы образов Кинга.

Противостояние» (1978)

Обложки комиксов Marvel по мотивам книги Стивена Кинга \«Противостояние\» Marvel Comics

Сюжет постапокалипсиса, который после Кинга станет классическим: из секретной лаборатории минобороны США вырывается вирус, который быстро уничтожает почти все население страны и вырывается за ее пределы. Все зараженные — нет, не превращаются в зомби — всего лишь погибают. Но мизерная доля людей имеет к вирусу иммунитет: они постепенно собираются в группы, пытаются выживать, строить новый мир, но довольно скоро начинают убивать друг друга, обнажая мораль о том, что

человечеству может угрожать только само человечество.

Даже по объему книги заметно: это роман для сильных духом. Он очень большой: больше «Улисса», «Войны и мира» и «Моби Дика», и (что почти неизбежно для произведений подобного масштаба) невероятно затянутый и подробный. Кинг умудрился уместить в этой книге порядка сотни персонажей, множество сюжетных линий и чудовищное количество мини-катаклизмов, из которых складывается большая трагедия: от фашизма и религиозного фанатизма до паранормальных явлений и каннибализма.

Несмотря на то, что Кинг явно не мастер жанра эпопеи, это очень достойный роман: ему даже идет некоторая неловкость сюжета и нежная надежда на светлое будущее, отсылающая к «Чуме» Альбера Камю. Книга была высоко оценена критиками и вдохновила немало сценаристов и режиссеров: так, сюжет сериала «Ходячие мертвецы» Фрэнка Дарабонта — друга Кинга, который перевел на экран немало его романов — общими чертами отчаянно напоминает «Противостояние».

Кладбище домашних животных» (1983)

Кадр из фильма «Кладбище домашних животных» (1989) imdb.com

Штат Мэн. Луис и Рэйчел Крид с детьми переезжают в новый дом. Недалеко от их жилища расположено довольно безобидное кладбище домашних животных, чуть дальше в лес — старое кладбище американских индейцев микмаков. В скором времени любимого кота их дочери сбивает грузовик, и Луис, следуя указаниям сведущего в подобных делах соседа, идет закапывать питомца на кладбище индейцев. На следующий день

кот возвращается домой вполне живым — но странно пахнет и ведет себя агрессивно.

В следующий раз грузовик Кинга сбивает уже маленького сына Кридов — и надо ли говорить, какая идея приходит на ум Луису.

Сам Стивен Кинг называет этот роман самым страшным из всего, что он когда-либо написал. И он не нравится ему — несмотря на то, что язык автора и избранный им жанр «постмодернистской готики» в определенном смысле вознесли Кинга на новый уровень писательского мастерства. Кинг считает, что этот роман вышел из «самых темных закоулков» его души, слишком безнадежен и безысходен, хотя писатель привык оставлять своим героям хоть каплю надежды. При этом сложно не оценить, как умело Кинг применил в книге традиции «классической» готической литературы:

своей тяжелой атмосферой роман напоминает произведения Эдгара По и многое заимствует у «Франкенштейна» Шелли.

11/22/63» (2011)

Кадр из сериала \«11.22.63\» (2016) Warner Bros. Television

Джейк, типичный американский учитель английского, любящий задавать на дом сочинения в стиле «День, изменивший мою жизнь», спокойно ест гамбургер в закусочной своего приятеля Эла. А потом заходит к нему в кладовку и попадает почти на 60 лет назад, в 9 сентября 1958 года. Возвращается Джейк немного шокированным, но

Эл сразу набрасывается на него с философской речью о том, что им в жизни выпал шанс сделать что-то великое, а именно — предотвратить убийство президента Джона Кеннеди.

Для этого придется прожить в прошлом целых пять лет (Кеннеди был застрелен 22 ноября 1963 года) — но с другой стороны, хватит времени, чтобы вычислить настоящего убийцу и остановить его. Вот только прошлое очень не хочет меняться и всячески сопротивляется незваным гостям, норовящим изменить историю на свой лад.

В романе есть как и типично кинговские клише (штат Мэн, школьный учитель, отец-психопат, красотка со сложным внутренним миром), так и милые находки, точки, которых прошлое переплетается с будущим, обнажая неумолимую силу времени и судьбы. Пусть это далеко не первый и не лучший отход Кинга от ужасов к волнующей фантастике (с «Зеленой милей» соперничать тяжело), однако читатели приняли книгу с восторгом. В 2016 году вышел одноименный сериал, признанный одной из самых удачных экранизаций Кинга: писатель работал над шоу совместно с продюсерами Дж. Дж. Абрамсом и Брайаном Бёрком, а главного героя удачно сыграл Джеймс Франко.