«Золотой лев» для человека-амфибии

Главную награду Венецианского кинофестиваля получил фильм Гильермо дель Торо

Максим Журавлев
Кадр из фильма Гильермо дель Торо «Форма воды» Fox Searchlight Pictures
Завершился 74-й Венецианский кинофестиваль, триумфатором которого стал Гильермо дель Торо с фильмом «Форма воды». «Газета.Ru» рассказывает об этом и других победителях фестиваля, определенных жюри во главе с актрисой Аннет Беннинг.

«Форма воды»


«Золотой лев»

<1>

Главный приз фестиваля жюри во главе с Аннет Беннинг неожиданно выдало новой картине Гильермо дель Торо — одного из главных визионеров современного кино. Тем паче, что фильмы режиссера зачастую грешат проблемами в области постановки, но в визуальном смысле здесь все почти всегда безупречно. По всей видимости, жюри было совершенно покорено новой интерпретацией сюжета о человеке-амфибии, который в данном случае крутит роман с немой уборщицей на американской военной базе времен Холодной войны. Вернее, не так.

Роман затевает сама героиня по имени Элайза, которая похищает жертву экспериментов прямо из-под контроля холодного садиста, сыгранного Майклом Шенноном.

Любопытная деталь — у одного из слуг советских спецслужб в фильме фамилия Михалков. Совпадение? Узнаем, если режиссер соизволит пообщаться с российской прессой. Звезда другого конкурсного фильма — «мамы!» Даррена Аронофски — Дженнифер Лоуренс общаться с нашими соотечественниками отказалась.

«Фокстрот»


Гран-при жюри
Кадр из трейлера \«Фокстрот\» Шмуэля Маоза Venice International Film Festival

Восемь лет назад израильтянин Шмуэль Маоз уже участвовал в венецианском конкуре и уехал с «Золотым львом» за фильм «Ливан». Новую картину режиссера пришлось ждать долго, но она вполне оправдала ожидания. Это самобытная и парадоксальная трагикомедия о родителях, оплакивающих погибшего сына-солдата, которая, как ни странно, не имеет ничего общего со спекуляциями на почве арабо-израильского конфликта.

«Милая страна»


Специальный приз жюри
Кадр со съемок фильма Уорвика Торнтона \«Милая страна\» Venice International Film Festival

Уорвик Торнтон — опытный режиссер документалист, который энергично дебютировал почти двадцать лет назад. В 1998-м году его дебютная картина «Марлуки Вирлиний — охотник на кенгуру» получила «Золотую камеру» за лучший дебют в Каннах. С тех пор Торнтон снял множество картин, в основном концентрируясь на проблематике выживания австралийских аборигенов. Его новый фильм посвящен той же теме и был по достоинству оценен в Венеции. Интересно, что конкурсная картина известного художника Ай Вэй Вэя «Человеческий поток», рассказывающая о проблеме беженцев в Европе, как ни удивительно, ажиотажа у жюри так и не вызвала.

Ксавье Легран — «Опекунство»


Серебряный лев за лучшую режиссуру
Кадр из фильма Ксавье Леграна «Опекунство» Venice International Film Festival

Фильм бывшего актера Леграна не фигурировал ни в одном списке фаворитов — так бывает, мнение жюри от критики не зависит. «Опекунство» рассказывает о подростке, который мается из-за конфликтов разведенных родителей. Драматургическим детонатором становится отец, который в процессе выяснения отношений способен не только на громкие высказывание, но и на вооруженные угрозы.

Шарлотта Рэмплинг — «Ханна»


Кубок Вольпи за лучшую женскую роль
Настоящий успех пришел к актрисе в нулевые, когда она стала музой французского режиссера Франсуа Озона: номинация на «Сезар» за фильм «Под песком», приз лучшей актрисы Европы за «Бассейн». Кадр из фильма «Ханна» (2017) Venice International Film Festival

«Ханна» режиссера Андреа Паллаоро решена в жанре бенефиса — тем более беспроигрышного, что главную роль в нем сыграла великая Шарлотта Ремплинг. Критики отмечают бесстрашие актрисы, которая, несмотря на возраст, не стесняется появляться на экране обнаженной. Тем более, что это совершенно оправданно — фильм рассказывает историю женщины, которая последовательно разрывает все свои отношения с миром.

Камел Эль Баша — «Оскорбление»


Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль
Кадр из фильма Камел Эль Баша «Оскорбление» Venice International Film Festival

Ливанская картина, как и «Фокстрот», эксплуатирует тему ближневосточного конфликта. Фильм рассказывает почти анекдотическую историю ссоры христианина и палестинца, разрастающуюся в итоге до масштабов международного прецедента. Гоголевский сюжет пришелся жюри по вкусу.

Мартин МакДона — «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»


Золотые Озеллы за лучший сценарий
Кадр из фильма Мартина МакДона «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» Venice International Film Festival

Новый фильм автора «Залечь на дно в Брюгге» стал фаворитом критиков, но главного приза все же миновал — видимо, жюри предпочло не отдавать ключевую награду настолько американской картине. Сюжет фильма рассказывает историю героини Фрэнсис Макдорманд, которая пытается добиться справедливости по поводу дела о гибели своей дочери. Делает она это при помощи попавших в заглавие картины рекламных щитов, а оппонентами в этом непростом деле выступают персонажи Вуди Харрельсона и Сэма Роквелла. Они играют полицейских, пытающихся замять расследование преступления.

Чарли Пламмер — «Положитесь на Пита»


Награда имени Марчелло Масстрояни
Кадр из филмьа Эндрю Хея «Положитесь на Пита» Venice International Film Festival

Фильм режиссера Эндрю Хэя рассказывает историю юноши, решающегося отправиться на поиски давно пропавшей тети и рассчитывающего, что с обретением родственницы он обретет душевный покой. Исполнитель главной роли удостоился престижного приза для лучшего молодого актера. Питом в фильме, кстати, зовут не героя, а его коня.