«Матильда»: в ожидании «хорошей цензуры»

Глава Ингушетии призвал к «хорошей цензуре» в отношении «Матильды»

Кадр из фильма Алексея Учителя «Матильда» (2017) ТПО Рок
Вслед за отказом единственного кинопрокатчика Ингушетии от проката фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда» за запрет картины на территории республики высказался и ее глава — Юнус-Бек Евкуров.

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров считает уместной цензуру в случае с фильмом Алексея Учителя «Матильда». «Мне кажется, фильмы, подобные тому, о котором мы говорим, должны проходить хорошую цензуру, — цитирует руководителя региона сайт kp.ru. — По крайней мере, «Матильда» заставляет нас об этом думать».

Евкуров подчеркнул, что «хорошей цензуры» «не надо бояться», так как «от этого демократия не спадает, а, наоборот, возвеличивается».

Он добавил, что в настоящее время зрителям в России нужны фильмы гражданского патриотизма, в основе которых любовь к родине и к ее истории. Кроме того, руководитель республики считает нужными фильмы «для молодежи и о молодежи, уважения к старшим, заботы о младших».

«Поднять пласт межнациональных отношений. Вот это нужно сейчас! А не «Матильда», — заключил глава Ингушетии.

Напомним, днем раньше, 10 августа, стало известно, что кинотеатральная компания «Дружба» — единственный кинопрокатчик в Ингушетии — отказалась от проката «Матильды». Заявление было сделано почти сразу после новости о том, что Минкультуры РФ выдало прокатное удостоверение «Матильде», установив ей возрастное ограничение «16+». Прокатчик посчитал, что картина не вызовет интереса у зрителя, добавив, что всегда изучает общественное мнение и рецензии на фильм.

Есть основания полагать, что глава Ингушетии вступил в некий заочный спор с главой департамента кинематографии РФ Вячеславом Тельновым, в своем комментарии РИА «Новости» напомнившим, что Конституция РФ прямо запрещает цензуру, в том числе художественных произведений. Евкуров не пояснил, что он имеет в виду под «хорошей цензурой». В то же время из сделанных ранее Тельновым заявлений следует, что субъекты Федерации могут ограничивать прокат тех или иных картин, в отличие от Минкультуры РФ, выдающего фильмам разрешение на прокат сразу на всю страну.

«Прокатное удостоверение действительно едино для всей страны, — объяснил «Газете.Ru» киноэксперт Олег Иванов, —

однако частные, муниципальные и федеральные киноучреждения абсолютно автономны в плане подбора репертуара и вольны сами брать или не брать тот или иной фильм».

«Мне ни в моей практике как режиссера, ни во время руководства не доводилось сталкиваться со случаем, когда какой-либо субъект РФ ограничивал прокат картины на своей территории, — рассказал «Газете.Ru» кинопостановщик, экс-руководитель «Киносоюза» Андрей Прошкин. —

Если я все правильно понял, глава Ингушетии своими словами о «хорошей цензуре» просто призывает к нарушению Основного закона РФ».

Возникшую ситуацию Прошкин называет постыдной. «Невозможно поверить, что в принципе обсуждается, показывать картину или нет, — недоумевает режиссер. — Картина, которую еще никто не видел, подвергается странному судилищу, выносятся приговоры и запреты».

Именно в суд предлагает Прошкин обратиться всем тем, кому хочется ограничить прокат картины, — только эта ветвь власти может выносить подобные решения, напоминает он.

Прошкин настоятельно рекомендует законодательной и исполнительной власти обратить внимание на сложившуюся ситуацию и четко обозначить свою позицию. «Своей оговоркой о том, что субъекты могут сами решать судьбу проката, Минкультуры пытается снизить общественный накал и угодить всем, — считает режиссер. — В разное время это ведомство вело себя по-разному — например, в случае с оперой «Тангейзер» в Новосибирске Минкульт четко встал на сторону консервативной общественности (и снял спектакль с репертуара, а также сменил руководство Новосибирской оперы. — «Газета.Ru»).

В данный момент тушить пожар уже слишком поздно».

Прошкин напомнил единственный случай, который косвенно можно было бы назвать запретом на прокат на определенной территории, — это картина «Приказано забыть» режиссера Хусейна Эркенова, рассказывающая об уничтожении 700 человек в чеченском горном селении Хайбах во время депортации чеченского и ингушского народов в 1944 году.

Однако ей, напоминает режиссер, прокатное удостоверение так и не было выдано. Вячеслав Тельнов тогда отправил режиссеру письмо, в котором утверждал, что в архивах НКВД нет ни одного документа, подтверждающего это событие, и назвал сюжет фильма «исторической фальшивкой». Картина была показана на Московском кинофестивале в 2014 году, Минкульт направил картину на экспертизу, однако в прокат картина так и не вышла.

Вячеслав Тельнов не ответил на звонок «Газеты.Ru».