Как отмыть деньги в озере

Netflix представил сериал «Озарк»

Игорь Карев
Netflix
На Netflix вышел первый сезон «Озарка» — напоминающий «Во все тяжкие» сериал о финансисте, который отмывает деньги преступных наркокартелей в глухой провинции у озера.

У финансового советника из Чикаго Марти Берда (Джейсон Бейтман) весьма скучная жизнь — с любящей женой Венди (Лора Линни) и двумя очаровательными детьми-подростками — и очень скучная работа — настолько, что он позволяет себе смотреть порно во время беседы с очередными клиентами. Все рушится в один день — представитель мексиканского наркокартеля Дэл (Эсай Моралес) узнает, что партнер Марти, Брюс (Джош Рэндалл), вместе с парочкой клиентов организовали прибыльный побочный бизнес: во время отмывки преступных денег часть из них они клали себе в карман.

Марти, возможно, и не виновен конкретно в этом, но Дэла это не беспокоит — он убивает Брюса, его жену и прочих, замешанных в схеме кражи или знающих о ней.

Марти удается спастись — пообещав Дэлу вернуть украденное партнером и организовать новую точку по отмывке в глубинке штата Миссури. Но это была не единственная плохая новость — частный детектив рассказывает Марти, что его жена ему изменяет. Финансист оказывается на распутье: расстаться с супругой — означает убить ее, пусть и руками безжалостных наркоторговцев, но и жить вместе, как раньше, они не смогут. И тогда Марти и Венди заключают своего рода союз, который позволит им хоть как-то выжить, купить дом в городишке у озера Озарк и попробовать все же выполнить данное Дэлу обещание.

<3>

Сервис Netflix представил десять серий первого сезона сериала «Озарк» —

страшного рассказа о том, как в самую красивую американскую глушь врывается финансист из большого города и пытается быстро отмыть несколько миллионов долларов наличными.

Озарк — это такое озеро в штате Миссури, глухие, заповедные места (рядом — национальный парк имени Марка Твена) и очень красивые даже на фотографиях места. Локации в сериале тоже подобраны со вкусом — в стилистике National Geographic, но на самом деле их снимали в расположенном на значительном удалении штате Джорджия. По сугубо земным причинам — из-за налоговых льгот на съемки. Но речь в «Озарке» — главным образом — не о чудесах природы.

Netflix

У исполнителя главной роли в «Озарке» Джейсона Бейтмана есть «Золотой глобус» — за лучшую мужскую роль в сериале «Замедленное развитие» (Arrested Development), но зрителю он больше всего знаком по различным полнометражным и телевизионным комедиям. Сложившееся амплуа актера может ввести в заблуждение — его персонаж в «Озарке» меньше всего склонен к шуткам, напротив, он попадает в такую жизненную коллизию и сталкивается с таким количеством смертей на единицу экранного времени, что улыбаться ему особенно и некогда.

Впрочем, юмор в «Озарке» тоже есть — если вам вдруг нравятся шутки про поездку на машине в лес, ночью, в багажнике и связанным.

Но не он определяет атмосферу сериала. «Озарк» впечатляет обыденностью смерти и тем, как смиренно ее принимают персонажи. Мексиканский бандит Дэл спокоен, уравновешен и отчетливо понимает, кого и за что убивает; у его оппонентов нервы не настолько крепкие, они молят о пощаде, тяжело переживают гибель кого-то знакомого. Правда, времени для переживаний у них обычно немного — нужно бежать дальше, спасать свою жизнь, добывать наличные у банка, как-то отмазываться от прилипчивых агентов ФБР. Да и вообще — им нужно переезжать в красивую глухомань, что тоже не так просто, как кажется, особенно для специалиста по отмывке неправедно нажитых доходов наркокартелей.

Netflix

В принципе, если бы не дамоклов меч очередного появления недовольного выполненной работой представителя работодателей, «Озарк» мог бы легко стать комедией со стандартным сюжетом о переезде убежденного горожанина в сельскую местность.

Поначалу герой Бейтмана чувствовал бы себя на голову выше окружающих его деревенщин, все глубже погружаясь в какие-нибудь неприятности, из которых его бы выручили новые соседи.

Но наличие связей с преступными синдикатами в анамнезе у скромного финансового советника приводит к любопытной коллизии. «Озарк» так и не становится пасторальной историей о вящей необходимости традиционных ценностей, а оказывается чем-то вроде «Во все тяжкие» — то есть о том, как семейные ценности толкают обычного человека на другую сторону закона. Смотреть на это любопытно — почти так же, как понимать, что Джейсон Бейтман зачем-то на долгие годы закопал свой драматический талант в землю. Хотя тут все более или менее ясно — чтобы сняться в «Замедленном развитии» и получить свой «Глобус».